"Стоимость судозахода в Южный в 4,2 раза выше, чем в среднем по портам Черного моря и в 4,5 раза больше, чем у портов-конкурентов (Хей-Поинт, Ванкувер, Тубарао). В Украине наибольшее количество видов сборов (семь) среди портов-конкурентов. Для сравнения в Тубарао (Бразилия), который является, конкурентом украинских портов по экспорту ЖРС, – только 2 вида сборов", - рассказывает консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.
Стоимость судозахода одного Capesize в порту Южный составляет 430 тыс. долларов. При этом 326 тыс. долларов - это сборы. Для сравнения в Новороссийске цена судозахода - 123 тыс. долл., в Констанце - 112 тыс. долл., в турецком Эрдемире 64,5 тыс.
Сборы представляют собой оплату за пользование портовыми сооружениями, акваторией порта и т. д. и направляются на финансирование содержания и развития водной инфраструктуры порта. В Украине взымается административный, канальный, корабельный, маячный, причальный, санитарный, швартовый и якорный сборы. Плата за услуги в основном взимается за предоставление судну конкретной услуги, измеряемой количественно и качественно и используется для покрытия затрат на выполнение этой услуги. При этом количество таких услуг достигает 20 – от таможни и ветнадзора, неоправданно дорогих буксиров до пломбировки клапанов и услуг связи.
Почему так дорого
Портовые сборы в истории Украины никогда не были низкими. После законодательного закрепления ставок сборов на заре независимости до настоящего времени их подымали дважды. Первый раз это произошло в 2003 году – в среднем на 7%. Наиболее существенное повышение было в 2007 году – когда ставки подняли сразу на 58%.
"С последствиями этого решения мы сталкиваемся сегодня, - рассказывают порталу ЦТС в холдинге "Метинвест", - В долларовом эквиваленте портовые сборы в Украине на $1.1-3.0 на тонну груза превышают сборы в сопоставимых зарубежных портах. Фактически ставки на 98-370% выше, чем в портах Китая, Бразилии, Австралии, Нидерландов и даже России".
Таким образом, судозаход судна класса Capesize в порт Украины обходится более чем в 430 тыс. долларов, а к примеру, в портах Китая и Бразилии эта цифра составляет около 110 тыс. долларов. Значительной мерой это обусловлено тем, что ставки ключевых сборов (корабельного, канального, причального) в Украине в 2-3 раза выше.
При этом важно понимать, что 95% от суммы сборов в Украине регулируются и собираются исключительно государством и государственным предприятием-монополистом Администрацией морских портов Украины, что отражено в соответствующих нормативных актах.
Поскольку государственная монополия взымает сборы в долларах, то падение курса гривны привело к стремительному росту доходов монополиста при снижении конкурентоспосности на внешних рынках у отечественных экспортеров (вследствие обвала мировых цен).
"Непосильные сборы в условиях глобального кризиса приводят к снижению грузопотока. Украинские порты теряют в том числе свой транзитный потенциал. В итоге бизнес лишается прибыли, государство теряет отчисления в бюджет, а многие граждане нашей страны рискуют останутся без работы", - жалуются в "Метинвесте".
В Администрации морских портов Украины объясняют, что единственным источником финансирования мероприятий по содержанию, ремонту, реконструкции и строительства государственной части портовых сооружений в Украине является портовые сборы.
"Сегодня уже даже руководство АМПУ соглашается с тем, что гибкость в тарифной политике портов необходима"
"Это существенное отличие функционирования украинской системы морских портов, поскольку в большинстве стран ЕС, Азии, Америки морские порты, кроме целевых сборов, получают значительные средства центральных и местных бюджетов на компенсацию содержания и развития объектов обеспечения судоходства", - рассказывают в АМПу.
Во многих портах, портовые сборы сформированы на основе так называемой французской концепции, которая рассматривает порты как часть единой национальной транспортной системы, задача которой - удовлетворить потребности страны в перевозке грузов. Французская концепция предусматривает лишь частичное покрытие расходов порта за счет портовых сборов. Дефицит средств компенсируется за счет государственного (местного) бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. Финансирование со стороны государства рассматривается как обязательное условие работы и развития портов.
"В странах Евросоюза есть дотации на развитие инфраструктуры, тогда как мы не только от государства ничего не получаем, ми наоборот с портовых сборов платим налоги. На развитие нам остается только 10% от прибыли", - рассказывает глава АМПУ Андрей Амелин.
Гибкость в приоритете
Впрочем, сегодня уже даже руководство АМПУ соглашается с тем, что гибкость в тарифной политике портов необходима. "Ситуация на мировых рынках очень нестабильна, сегодня большой рост, завтра падение и мы должны оперативно реагировать на это. И это касается не только портовых сборов, но и стивидорных работ. Потому что снижение одних только портовых сборов не даст нужного эффекта", - заявил Андрей Амелин 3 марта на пресс-конференции в Одессе.
В настоящее время Методика расчета портовых сборов, которая была подготовлена ГП «Научно-исследовательским проектно-конструкторским институтом морского флота Украины (размещена на сайте Министерства инфраструктуры в июне 2015 года) активно обсуждается бизнес-сообществом. И вопросов пока больше чем ответов. «На первом этапе требуется аргументированный диалог власти и бизнеса, создание комиссии, которая проведет серьезный сравнительный анализ портовых сборов в Украине и мире, при необходимости подкрепленный выводами влиятельных международных агентств – отмечают в «Метинвесте». На втором этапе предстоит более глубокая и фундаментальная работа. Необходимо объединить портовые сборы (уменьшить их количество), создать новую методику расчета сборов»
Тем временем у грузоотправителей накапливается много претензий к самой АМПУ и в Раде уже зарегистрирован даже законопроект о корпоратизации и разделении портовой администрации.
Владелец «Рисойл» (оперирует терминалом в порту Южный) Шота Хаджишвили в комментарии порталу ЦТС рассказывает, что Закон о морских портах оказался сырым. "Реформу до конца не довели. Ведь – это нонсенс, когда на АМПУ в портах работает по 1500 человек; нонсенс, что администрация порта не может тратить заработанные средства на своё развитие; нонсенс, что у нее забирают 75 процентов; Нонсенс, что финплан утверждают, когда год уже заканчивается; нонсенс, что вместо понижения стоимости сборов и увеличения количества судозаходов, мы эту систему заморозили. Подачка в виде скидки на транзитный груз – это издевательство. Откуда транзит в стране, в которой война?", - рассказывает Хаджишвили.
В компании «Портинвест» предлагают децентрализовать финансовые доходы и расходы от портовых сборов – например, филиалы администрации портов инвестируют 90% собранных портовых сборов в развитие, реконструкцию и поддержание гидротехнических сооружений в отведенных им акваториях. А 10% направляются в бюджет местной общины. Подобный порядок, к примеру, предусмотрен законом о портах Латвии. «Необходимо создать публичную систему обязательной отчетности по накоплению и расходованию финансовых ресурсов от портовых сборов» - отмечают в «Портинвесте».
"Безусловно, на первом этапе требуется аргументированный диалог власти и бизнеса, создание комиссии, которая проведет серьезный сравнительный анализ портовых сборов в Украине и мире, при необходимости подкрепленный выводами влиятельных международных агентств. На втором этапе предстоит более глубокая и фундаментальная работа. Необходимо объединить портовые сборы (уменьшить их количество), создать новую методику расчета сборов, децентрализовать финансовые потоки от портовых сборов (например, местные администрации портов накапливают до 90% средств), создать прозрачную систему распределения, накопления и расходования финансов от сборов", - уверены в "Метинвесте".
В АМПУ тем временем кивают на Министерство инфраструктуры. "Решение этой проблемы является прерогативой профильного министерства. После утверждении Методики расчета портовых сборов Министерство инфраструктуры должно разработать Порядок применения ставок портовых сборов, а также проект расчета ставок портовых сборов. При этом должны быть сохранены баланс между вопросами государственной политики по отношению к различным видам перевозок и бизнес-средой", - говорят в Администрации морских портов Украины.
"Недавно, власти предоставили 50% скидку на перевалку транзитных грузов в портах Украины. Если эту практику распространить и на наиболее затратные сборы - корабельный, канальный и лоцманский – по остальным грузам, то это повысит конкурентоспособность отечественных экспортеров на мировых рынках металлопродукции, ЖРС, зерна, снизит внутренние цены на продукцию импортеров, а также дополнительно загрузит порты", - считает Андрей Исаев.