В апреле 2014 года, в свой первый рабочий день, первый заместитель гендиректора УЗ известный инвестиционный банкир Максим Бланк написал в facebook о своих впечатлениях: "Коллектив, в целом, очень устоявшийся. Чем-то напоминает японские корпорации, где я был на стажировке. Уйти из УЗ считается почти позором. В силу разных причин. Это порождает определенные искривления корпоративной культуры. Да и сложно пока воспринимать УЗ именно как корпорацию". Адаптироваться к специфике работы госструктуры, которая сильно отличается от привычной среды украинского частного сектора, Бланку пришлось очень быстро. Последние полгода он де-факто руководит "Укрзализныцей" и был единственным не политиком выходцем из бизнеса, достигшим столь высокого положения в транспортной отрасли пока Рада не избрала на пост Министра инфраструктуры Андрея Пивоварского.
Читайте ткже Тоже люди: пять самых неординарных министров транспорта
Пивоварский ранее занимал должность генерального директора группы «Континиум» (автозаправки WOG, ТМ "КОМО", молочная компания "Галичина" и др.), одним из собственников которой является народный депутат Игорь Еремеев. На рынке неоднозначно высказывались о его назначении, поскольку опыта работы в транспортной отрасли Андрей Пивоварский не имеет, были подозрения относительно возможных интересов Еремеева в этом назначении (WOG – крупный поставщик топлива авиакомпаниям и УЗ). Насколько они обоснованы, или надуманы, можно будет судить только со временем. Логику же избрания Пивоварского Арсений Яценюк объяснил так: "Андрей известен многим в Украине как управленец, человек, который построил не одну компанию, управлял десятками тысяч человек. У него иностранный опыт и иностранное образование".
Еще один легионер от бизнеса в госструктуре – глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк. Но в отличие от выше указанных менеджеров, на свой пост он пришел из отрасли. Ранее Антонюк занимал должность директора по развитию маршрутной сети и работе с альянсами в «Международных авиалиниях Украины» (МАУ), принадлежащей Игорю Коломойскому. Собственно именно по этой причине на рынке поговаривали, что МАУ очень открыто проталкивает своего лоббиста во власть. Новая волна критики посыпалась на главу Госавиаслужбы после обнародования летом текущего года проекта нового порядка назначений перевозчиков на маршруты, поскольку, по словам тех же представителей авиарынка, МАУ получает преференции.
Портал ЦТС поинтересовался у топ-менеджеров транспортной отрасли, почему они решили покинуть бизнес и возглавить госструктуры, а также, каких целей им уже удалось (или планируют) добиться на должности.
Попал в мясорубку
И.о. генерального директора УЗ Максим Бланк
Почему вы решили покинуть частный бизнес и перейти на работу в госструктуру?
Вся моя мотивация была – это то, что ты участвуешь в амбициозном плане преобразования страны. Для меня персонально, я думаю что ни для кого это не секрет, во что вылился этот план - в обыски, в уголовное дело, по которому я свидетель и тд. Я попал в достаточно серьезную мясорубку, которая была с этим связана. И если меня спросить, есть ли какая-то другая мотивация, кроме той, которую я озвучил – я, пожалуй, не сумею найти никаких других аргументов. Все остальное только минусы.
Каких основных целей Вам уже удалось добиться на должности?
Главное, что было сделано – была запущенна реформа «Укрзализницы». Однако и в этом мы столкнулись с некоторыми препятствиями. Постановлением правительства, которое было принято в середине 2013 г., предполагалось, что к этому времени уже будет создано Акционерное общество. Но, только недавно мы подписали соглашение, которое касается оценки имущества «Укрзализницы». В этом есть определенные признаки саботажа, с которым мы столкнулись в прошлом году. Сейчас мы поставили точку в этом вопросе и имеем возможность продолжить процесс реформирования. Вторым важным моментом я считаю начало работы по антикоррупционному сокращению расходов. Сразу после назначения новой команды были определены определенные признаки коррупционных расходов, которые были заложены в цены поставщиков. Была проведена работа по уменьшению, в среднем цены были снижены на 7-8% от тех цен, которые были утверждены на тендерах в 2013 г. Я не хочу говорить в этом случае, что в борьбе с коррупцией есть значительный прогресс. Я хотел бы выразить свое мнение, что если не будет существенных изменений в работе правоохранительных органов, если не будут арестованы отдельные личности, до того времени борьба с коррупцией будет носить номинальный характер, в том числе и в «Укрзализнице».
Андрей Пивоварский, Министр инфраструктуры Украины
Почему вы решили покинуть частный бизнес и перейти на работу в госструктуру?
Президент и Премьер-министр Украины попросили меня возглавить Министерство инфраструктуры. Также я считаю необходимым отдать долг государству, которое меня обучило.
Каких основных целей Вы хотите добиться в ближайший год на должности Министра?
В 2015 г. Мининфраструктуры сделает ставку на эффективности управления отраслевыми госпредприятиями. На фоне практически отсутствия государственных средств на развитие железнодорожной, морской, автомобильной, авиационной и почтовой инфраструктуры, повышения курса иностранных валют, а соответственно и промышленной продукции, Министерство, сформировав новую команду, максимально сосредоточится на усовершенствовании логистических процессов, проведении эффективных и прозрачных закупок, формировании оптимальной тарифной политики, преодолении коррупции.
В масштабах реформирования отрасли следующего года – это меры, необходимые для проведения акционирования «Укрзализницы», привлечение инвесторов в дорожное строительство и развитие морехозяйственного комплекса, отказ от квот на международные автомобильные перевозки, подготовка к корпоратизации "Укрпочты", подписание Соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС.
Предложение, от которого нельзя отказаться
Глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк
Почему вы решили покинуть частный бизнес и перейти на работу в госструктуру?
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Эта должность выше, чем вице-президентская должность в авиакомпании и соответственно другой уровень принятия решений, совсем другие горизонты. Кроме всего прочего, есть возможность реализоваться в таких проектах, в рамках которых мы двигались в авиакомпании. От таких возможностей нельзя отказываться.
Каких основных целей Вам уже удалось добиться на должности?
Отличие госслужбы в том, что тут нет проектов, не всегда есть видимый результат. Для примера, за последние полгода были запущены рейсы в Тегеран, Ташкент, Кишинёв. В частных компаниях у тебя есть цель и механизмы достижения. К определенному строку тебе нужно отрапортовать. А тут такого нет.