Ялтинские власти хотят ввести сбор для туристов с круизных судов, которые посещают город во время стоянок. "Если мы по одному евро будем собирать с каждого туриста, который прибывает к нам, то сможе восстанавливать и ремонтировать внешний вид города: дома, улицы, ограждения, озеленение – город будет от этого только выигрывать", – заявил ялтинский городской голова Сергей Илаш. Соответствующие предложения будут направлены в Совет министров Крыма и профильные министерства.

Пример оказался заразительным: введение пассажирского сбора инициирует управление инфраструктуры, туризма и международных отношений Севастопольской городской администрации. Полученные средства хотят направить на развитие туристической инфраструктуры. Такой сбор объективно следовало бы ввести. Думаю, сбор в один евро не станет для круизёра страшной суммой, но станет хорошей поддержкой городскому бюджету", – отметила начальник управления Наталья Коломина.

Если сбор таки введут, то бюджеты некоторых крымских городов могут пополниться дополнительными сотнями тысяч гривен. По итогам круизной навигации 2013 года морские порты Украины приняли 293 круизных судна, что на 98 судозаходов больше прошлогоднего показателя. Как сообщает Администрация морпортов Украины, всего на круизных судах прибыло 186 496 иностранных туристов – это на 54 825 больше, чем в 2012 году. В тот же ялтинский порт лайнеры  заходили 109 раз, город посетило более 77 000 туристов. Севастопольский морской порт принял 58 лайнеров и 23 400 пассажиров. В одесском порту пришвартовалось 106 "круизников", которые доставили 81 367 человек.

Читайте также С корабля на бал: как порты привлекают круизные лайнеры

Идея получить от богатых иностранных туристов дополнительные деньги уже не раз приходила в головы крымских чиновников. Ранее ялтинского главы за это высказался депутат ялтинского горсовета Олег Лехманик. "Есть закон о сборах и там четко строкой записано – какие-либо дополнительные сборы и налоги запрещены,", – ответил на это Илаш. И пообещал дать задание юридическому департаменту "проработать возможность взимания подобного сбора или через турагентства, или через казначейство".

Вообще же, более жестко на этот счет выразился предыдущий мэр Ялты, Алексей Боярчук, который подчеркивал, что круизный туризм не дает городу доходов. "Турист пользуется практически всеми услугами на круизном лайнере, а на суше деньги тратит только на посещение музеев (которые находятся в республиканской собственности – ред.). Ялтинский морской торговый порт получает также портовый сбор. В тоже время, мы получаем нагрузку на наше коммунальное хозяйство, дороги", – пояснял он. Городской голова уточнял, что расходы на посещение городов должны закладывать в стоимость круиза туроператоры. И ссылался на то, что подобный сбор существует и в Европе.

Украинские порты получают $6 транзитного сбора, даже если турист на берег не сошел. По словам члена транспортной академии  Украины и специалиста по круизному туризму Виктор Селиванова, один ялтинский порт получает порядка $360 тыс. в год. "Если бы треть этих денег была бы направлена на развитие туристической инфраструктуры, то проблем указателей, туалетов, тротуаров, пандусов и прочего бы давно не существовало", – сказал он.

Проблема распределения дохода от круизного пассажира существует и в других портовых городах мира. Скажем, в прошлом году муниципалитет города Ситка на Аляске жаловался на то, что недополучает ожидаемых денег. Из $34,50 пассажирского сбора непосредственно город должен был получать по $5 с круизного туриста. Но этот налог распространяется только на пассажиров, которые проводят в водах штата не менее 72 часов. И оказалось, что это только треть круизных туристов (в 2011 году это было 83 000). Городские власти стали даже нарекать на Holland America Line – мол, круизный оператор специально так маршрут составляет, на что в компании возражали, что выгоды тут никакой – сбор платит пассажир.

Ялтинский порт получает порядка $360 тыс. в год.

Но при этом мэры украинских портовых городов не против увеличения числа посетителей – так или иначе туристы приносят прибыль городам. Администрация Одесского морского торгового порта отмечала, что пассажир круизного судна тратит в городе 150 евро в день. Просто любой чиновник заинтересован в том, чтобы его ведомство напрямую получило максимально возможные отчисления. И не готов закрывать глаза на проблемы, если они касаются его, а прибыль получает кто-то другой.

Когда турист в тягость В то же время, случается, что туристы приносят городам и странам возможно даже больше проблем и убытков, чем прибыли. Так, в России недавно эксперты предложили ограничить поток туристов на Соловки до 30 000 посещений в год, чтобы сохранить хрупкую систему заповедных островов в Белом море. "Совместно с Соловецким музеем-заповедником и монастырем мы определили оптимальный объем антропогенной нагрузки. Он научно обоснован, 30 000 человек – это именно тот предел, который позволяет избежать непоправимого вреда для природы Соловков", – заявили власти Архангельской области.

На знаменитый индонезийский остров Бали с каждым годом прибывало все больше туристов. Но вот выяснилось, что доходы от них намного снизились: если в 2011 году туристы оставались на 7-10 дней, то теперь – в среднем на 3-4 дня, при этом тратят на 60% меньше, чем раньше. Зато массовый туризм истощает природные и экологические ресурсы острова, уже сообщалось о нехватке воды. Местные власти стали ограничивать строительство новых гостиниц и принимать другие меры. Подсчитали, что пропускная способность Бали составляет 4 млн. туристов в год, а количество одних только внутренних туристов превышает 5.6 млн., еще и иностранцев в год прилетает 2.8 млн.

Итальянские власти решили ограничить навигацию круизных лайнеров в Венеции: через год судам с водоизмещением более 96 000 тонн будет запрещено заходить в центральную часть города. А ведь большинство лайнеров сейчас превышают эти параметры. Предусмотрены и другие ограничения, которые позволят уже в следующем году снизить количество прохождений круизных лайнеров по венецианским каналам (а это более 650 в год). Ранее специалисты не раз предупреждали, что огромные суда наносят вред экологии Венецианской лагуны. Местные жители выражали обеспокоенность тем, что те могут отрицательно сказаться на хрупких фундаментах, когда проходят близко к зданиям по узким каналам. Последней же каплей стало крушение лайнера Costa Concordia, который 13 января 2012 года наскочил на рифы в районе острова Джильо.

Американский общественный деятель Алан Фараго отмечает, что Венеция испытывала на себе "непомерный груз туризма" еще до появления круизных судов, а впоследствии их появление создало резкий перекос в сфере торговли. "Сувенирные лавочки, обслуживающие преимущественно пассажиров лайнеров, изгнали весь прочий местный бизнес со всех туристических маршрутов города. Практически одинаковые магазинчики с товарами ширпотреба уродуют улочки города. Само количество туристов просто уничтожает ту местную культуру, которая изначально и привлекала сюда людей. На ее месте возникает некий гибрид, искусственно созданная атмосфера, с одной стороны, сохраняющая некоторые внешние признаки местной культуры, но, с другой стороны, полностью изменяющая ее ради удовлетворения скоротечного спроса на массовом рынке. Вездесущие магазинчики с футболками и различными брелоками являются как бы наиболее ярким проявлением такой слепой приверженности к занижению стандартов", – утверждает он.

"Накорми клиента до отвала, выпусти его погулять в порт, чтобы купить там футболку, но вернуться он должен как можно скорее, чтобы основную часть своих денег потратил на борту круизного лайнера", – выводит он "обычную модель извлечения прибыли" круизной индустрии.

Впрочем, гиганты круизной индустрии научились хорошо зарабатывать не только в пределах лайнера. К примеру, посещая Аляску и Юкон, состоятельные клиенты компании P&O Princess, (принадлежит Carnival), массово покупают там ювелирные изделия – эти места славятся золотыми приисками. И то посредническое вознаграждение, которое компания стала получать от владельцев магазинов, стало со временем даже превышать доходы от билетов.

Довідка

Если сбор сбор для туристов с круизных судов введут, бюджеты некоторых крымских городов могут пополниться дополнительными сотнями тысяч гривен. По итогам круизной навигации 2013 года морские порты Украины приняли 293 круизных судна, что на 98 судозаходов больше прошлогоднего показателя. Всего на круизных судах прибыло 186 496 иностранных туристов.