Если вы найдете груз, который нельзя перевезти в контейнере, я куплю вам бутылку хорошего вина, - шутит руководитель компании "Левада-Карго" Владимир Деменко.
Контейнер - это унифицированная тара, в которой можно перевозить 99% видов грузов, начиная от газов и жидкостей, и заканчивая углем. Для стран Европейского Союза и Азии, которые после 2014 года стали основными торговыми партнерами Украины, это привычный способ получения грузов. "Альтернативы поставлять в эти страны в привычных нам зерновозах или полувагонах - нет. Поэтому нужно адаптировать нашу инфраструктуру под эти запросы", - говорит Владимир Деменко.
В Украине все еще недостаточно развитая сеть сухопутных контейнерных терминалов, которые могли бы работать с контейнерами привычным для китайского или европейского рынков способом. "Левада-Карго" начала работу в контейнерном бизнесе еще в 2012 году, но строительство терминалов - это капиталоемкий бизнес со сроком окупаемости 11-12 лет. Нужны большие инвестиции и надежный партнер. Поэтому, в прошлом году "Левада-Карго" стала частью компании "Лемтранс" - крупного железнодорожного оператора. Это приобретение, по словам генерального директора "Лемтранс" Владимира Мезенцева, позволит компании предложить грузоотправителям новые комплексные решения и получить дополнительные конкурентные преимущества для дальнейшего развития. "Тенденции рынка говорят о необходимости расширения возможностей транзита, и "Левада Карго" в составе нашей компании поможет нам укрепиться в этом направлении, с её помощью планируем оперировать контейнерными терминалами и развивать их", – отмечает он.
Результат этой сделки можно будет оценить уже весной-начале лета этого года. Именно на этот период запланировано открытие первой очереди контейнерного терминала "Мостиска". О том, почему для строительства был выбран Львовский регион, какая его мощность, во сколько обошлось строительство и почему это скорее хаб, чем терминал, в интервью ЦТС рассказал руководитель компании "Левада-Карго" Владимир Деменко.
Расскажите о том, когда возникла идея проекта и какая роль в нем компании "Лемтранс"?
Компания "Левада-Карго" активно работает в контейнерном бизнесе с 2012 года. Все это время мы наблюдали за европейским рынком и видели развитие этого направления в Польше, Германии и других странах. Мы понимали, что в Украине трансформация логистических цепочек неизбежна.
Идея проекта родилась у "Левада-Карго" еще в 2015 году. Именно тогда мы увидели потенциал и возможность соединения двух рынков - украинского и европейского - для поставки грузов. Однако, для строительства сети контейнерных терминалов и наполнения их платформами и контейнерами, требуется достаточно много средств. Нам нужен был стратегический инвестор. В 2020 году "Левада-Карго" стала частью компании "Лемтранс" и у нас появилась возможность получить инвестиции для таких больших проектов.
То есть финансирует строительство терминала компания "Лемтранс"?
Основные акционеры - это "Лемтранс", частью которой сейчас является "Левада-Карго", и компания "Реил Транс Инвестмент". Кроме того, партнером проекта выступает компания NUnit (принадлежит совладельцу ТИС Егору Гребенникову. - ЦТС). Они имеют опыт и свою сеть терминалов.
Расскажите о самом терминале - мощность, объем инвестиций, сроки реализации?
Контейнерный терминал "Мостиска" трудно назвать привычным сухопутным терминалом, так как его площадь в несколько раз больше привычного - 36,5 га. Он расположен в 4 км от границы с Польшей.
На первом этапе у нас будет возможность перегружать 100 тыс. TEU в год. Он будет запущен весной 2022 года. Инвестиции уже составили 12 млн долл. США. На втором этапе мы планируем построить складские мощности. На третьем - увеличить пропускную способность еще на 200 тыс. TEU. В итоге, хотим достичь объемов в 300 тыс. TEU в год. Остальные этапы сейчас прорабатываются и точные даты будут известны позже. Инвестиции во все три этапа оцениваются в более, чем 25 млн долл. США.
Какие работы на сегодня уже выполнены?
Мы уже на финише - основные виды работы были сделаны. В частности, по терминалу проложены европейская и широкая колея, каждая по 900 м. Также были проложены подъездные пути с обеих сторон. На терминале будет возможность работы с рефконтейнерами, контрейлерными платформами, танк-контейнерами. То есть все виды контейнеров, которые существуют на европейском рынке мы сможем обработать.
Вначале будем работать с помощью ричстакеров, на втором этапе запланированы портальные краны. Мы активно смотрим, как развивается оборудование на контейнерных терминалах в Европе. Наш терминал ничем не будет уступать.
На какой грузопоток вы рассчитываете и какие виды грузов сможет обрабатывать терминал?
Все виды грузов, которые производит Украина, мы способны принять, обработать и отправить в Европу, начиная от потребительских товаров и заканчивая промышленными грузами.
Контейнерный терминал "Мостиска" - это та точка, которая позволит обрабатывать пять основных направлений. Первое - китайский транзит, который идет через Беларусь, и транзит Турция-Египет-Балтийское море. Надеюсь, что "Мостиска" и в целом государство Украина смогут обеспечить хорошие конкурентные условия для этого трафика.
Второе - создание сервиса контрейлерных перевозок. Мы понимаем, что проблема разрешений на автоперевозки не решается быстро, поэтому "Мостиска" сможет предложить возможность перевозки прицепов и автомобилей из Украины в Европу.
Третье - классическая доставка из северных портов Европы и портов Большой Одессы во Львовский регион.
Четвертое - я верю, что в течение двух-трех лет в Украине зародится новый вид доставки грузов, своего рода "Новая почта" для промышленных грузов. С появлением сухопутных терминалов появятся регулярные поезда, которые будут по расписанию возить тяжелые грузы, что даст возможность снять грузопоток с автомобильных дорог.
Пятое - отправка грузов из любой точки Украины в Европу. Терминал даст возможность крупным транспортным европейским компаниям, у которых есть свои локомотивы, вагоны, терминалы, делать регулярные сервисы с "Мостиска".
В чем ваше конкурентное преимущество?
Мы даем рынку альтернативу. Допустим, есть небольшие партии подсолнечного масла, которые нужно перевести в Европу. Как это сделать? Можно пытаться найти машины и разрешения, можно довезти до портов и отправить судном. А можно прямо на заводе загрузить масло в танк-контейнеры и в течение семи дней они будут доставлены в Голландию или Бельгию.
Получается, что основная конкуренция - это автомобильный транспорт?
Мы хотели дать украинским грузоотправителям альтернативу автомобильному транспорту, которая позволит товарам быстрее и дешевле достигать европейского рынка. Будем ли мы конкурировать с автотранспортом? Где-то да. Но, с другой стороны, мы также предоставим для этого рынка возможность перевозки контрейлерных платформ. То есть, они не потеряют.
По скорости рассчитываем, что она будет сопоставима с автомобильным транспортом, но тут многое зависит от "Укрзализныци". Если сравнивать стоимость перевозок, то думаю, что в среднем по году мы будем даже дешевле, чем автомобильные. Однако трудно говорить о цене, когда нет разрешений на перевозки и ты не можешь физически вывезти свой груз.
Уровень контейнеризации грузов в Украине по разным оценкам составляет 2-4%. В тот время как в европейских странах - 40-50%. Почему так?
До 2014 года первые позиции в торговом балансе для Украины занимали страны постсоветского пространства, которые работали с полувагонами, зерновозами, крытыми вагонами и т.д. После того, как украинские производители начали стремительно терять эти рынки, стал вопрос поиска альтернативы, которой оказалось два основных направления - страны Азии и Европейский Союз.
Однако, для этих стран привычный способ получения грузов - контейнер. Об этом говорят цифры: в Германии и Голландии уровень контейнеризации - 55%, в Китае - 70%. Почему так? Контейнер - это унифицированная тара, в которой можно перевозить 99% существующих грузов. Начиная от газов и заканчивая углем, жидкостям и т.д. Китай - крупный производитель различных видов грузов и для них это дает возможность унифицировать перевозки. То же самое и в Европе.
То есть, если Украина хочет быть торговым партнером для этих стран, развитие контейнерных перевозок неизбежно?
Альтернативы поставлять в эти страны в привычных нам зерновозах или полувагонах - нет. Поэтому нужно адаптировать нашу инфраструктуру под эти запросы. В Украине все еще недостаточно развита сеть сухопутных контейнерных терминалов, которые могли бы работать с контейнерами, привычным для китайского или европейского рынков способом. Чтобы дойти до этих рынков, нам нужно менять цепочки и способы поставок - терминалы должны быть во всех областных центрах и покрывать радиус 100-150 км.
Для развития контейнерных перевозок нужны не только терминалы, но и подвижной состав. Испытывает ли рынок дефицит?
Мы постоянно инвестируем в это направление. На данный момент в оперировании около 600 платформ в разной форме собственности. Также у нас есть свои танк-контейнеры, которые могут перевозить химию и другие жидкости, контейнеры для перевозки рулонной стали, 30-футовые контейнеры.
Надеюсь, что с появлением нашего терминала и созданием регулярных сервисов, в Украину придут европейские и международные операторы контейнеров, благодаря которым Украина постепенно получит нужное оборудование. Также на украинском рынке есть игроки, которые готовы строить и платформы, и контейнеры. Однако, из-за большой капиталоемкости и долгой окупаемости, таких не сильно много.
Какие вы видите болевые точки рынка и какие меры могут быть приняты государством для развития контейнерных перевозок в стране?
Скорость движения, нехватка фитинговых платформ. Время от времени возвращается воровство и хищение. Думаю, что тут нужна координация и совместная борьба государства в лице Министерства инфраструктуры, "Укрзализныци", таможенных органов и бизнеса. От того, насколько качественно Украина сможет предоставлять эту услугу, будут зависеть темпы развития контейнерных перевозок и экономики страны в целом.
По вашему мнению, терминал "Мостиска" окажет свое позитивное влияние на темпы развития таких перевозок?
Уверен, что так и произойдет. Открытие такого крупного терминала даст возможность рынку получить новый качественный сервис, улучшить логистику и в перспективе увеличить долю контейнеризации грузов. Кроме того, терминал может стать альтернативой для некоторых транспортных коридоров и воротами для получения стратегических важных ресурсов. В частности, сейчас мы прорабатываем возможность доставки грузов из Литвы через Польшу.
Читайте также Цепная реакция: Что происходит с транзитом нефтепродуктов из Балтии в Украину