На минувшей неделе на терминале "Эвери" в порту Николаев впервые загрузили растительное масло на танкер одновременно с причала и с воды, то есть с еще одного судна. Событие знаковое, поскольку технология перевалки борт-борт, хоть и не нова (активно используется при перегрузке зерновых), но для масла до этого в Украине не применялась. Кроме того, ранее речной транспорт не использовался в логистических схемах доставки подсолнечного масла на экспорт. И, по сути, дано начало каботажным перевозкам пищевого налива по внутренним водным путям Украины.
Погрузка масла на речное судно была выполнена в Днепровском речном порту компании "Укрречфлот". Как описали логистическую цепочку в последней, после погрузки масла в автоцистерны на заводе "Олейна" (Bunge), груз подается на причал речпорта, где с использованием погрузочных рукавов осуществляется перегрузка на специализированное наливное судно. В мае по данной цепочке было перегружено порядка 11 тыс. т. В целом, к концу года планируется выйти на объемы 20-25 тыс. т в месяц с отгрузкой с нескольких точек на реке.
Разработала проект транспортировки масла по реке и перевалки борт-борт в порту Николаев компания TransShipOil. Ранее они занимались перевозкой нефтепродуктов по Дунаю и имеют 10-летний опыт перевалки грузов с судна на судно. Сейчас осваивают для себя новые рынки, в частности, зерновой. Их первым и пока что единственным клиентом стала компания Bunge.
Главная перспектива - это диверсификация рисков по своевременным доставкам грузов в порт путем их частичного переориентирования с железной дороги на реку, - Bunge.
В комментарии ЦТС главный советник по юридическим вопросам и связям с государственными органами "Bunge Украина" Ольга Копейка отмечает, что такая технология для них - это, в первую очередь, перераспределение грузопотока с ж/д транспорта на реку, и такая тенденция будет продолжаться, если ничего критично в стратегии развития УЗ не поменяется. "Говорить о преимуществах пока что рано. Но главная перспектива - это диверсификация рисков по своевременным доставкам грузов в порт путем частичного переориентирования грузов (в т.ч. наливных) с железной дороги на реку. Последние цифры по зерновым грузам показывают, что рост грузопотока на реке растет, невзирая на то, что профильный закон о внутренних водных путях так и не принят, и с реки так и не сняты платежи, которые не свойственны для оплаты речными перевозчиками", - отмечает Копейка.
О том, какие же преимущества может дать новая для Украины технология и какие есть сложности для ее дальнейшего развития, ЦТС поговорил с директором по логистике компании TransShipOil Аркадием Бородкиным.
В чем преимущество такой погрузки?
Чистая математика. В среднем, если сравнивать экономику перевозки масел танкером по Днепру с автомобильной или железнодорожной логистикой, то водный транспорт минимум вдвое выгоднее автомобильного в части стоимости рейса, и значительно эффективнее железнодорожного по скорости доставки - если по железной дороге груз может ехать неделю и больше, то мы доставим партию из Днепра в Николаев за 2-3 дня.
Среди других преимуществ - мы разгружаем автодороги. Один рейс речного танкера с грузом 3000 тонн - это минус 130 рейсов груженых автоцистерн. Соответственно, меньше потребленного топлива и загрязнений атмосферы. Экономится время на проверке качества груза. В нашем случае анализируется композитная проба, отобранная перед выходом судна в рейс, а не каждая машина. Кроме того, наш флот работает под флагом Украины, с украинскими экипажами. Судоходство на Днепре становится более оживленным.
Погрузка танкера одновременно с причала и с воды на терминале "Эвери".
Судно грузится параллельно с причала и с воды. Возможна ли дозагрузка танкера на рейде?
Из-за относительно небольшой (10,5 м) глубины в Николаевском или Днепро-Бугском портах, крупные суда после погрузки иногда догружаются маслом в Южном или Черноморске. У нас есть рабочий проект догрузки крупнотоннажных танкеров на рейде (на Банке Трутаева), позволяющий избежать дополнительных судозаходов. Мы работаем над этим и вполне вероятно, что эта идея будет реализована в следующем сезоне. Но для этого нам нужен дополнительный флот.
Можно ли загружать судно только с барж на рейде?
Можно. И этот путь, вероятно, будет более выгодным для трейдеров, чем частичная загрузка. Безусловно, такая логистика внесет значительные изменения в существующие грузопотоки. Мы планируем наращивать флот, но будем делать это постепенно, чтобы не очень радикально влиять на баланс логистического рынка.
У нас есть рабочий проект догрузки крупнотоннажных танкеров на рейде. Вполне вероятно, что эта идея будет реализована в следующем сезоне, - TransShipOil
Какой у вас сейчас флот и какие планы по его увеличению?
Сейчас у нас в работе три танкера со средней грузовместимостью 2700-3000 тонн. Два судна играют роль челноков, перевозя масло из порта Днепр в Николаев. Третье судно используется как накопитель. В планах у нас расширить карту перевозок, освоить Светловодск, Запорожье, например. Дополнительный накопитель уже готов к работе, и, кроме этого, летом планируем поставить в работу еще два судна. Мы приводим суда из-за границы, рефлагируем их под украинский флаг. О строительстве нового флота под эту программу вопрос пока не поднимается - преждевременно.
Компания планирует расширять географию перевозок наливных грузов по Днепру.
Вы перенимали опыт у каких-то европейских стран?
В перевозках и перевалке наливных грузов STS методом (ship-to-ship) мы не изобрели ничего нового. До недавних пор наша команда преимущественно занималась организацией перевозок и перевалкой нефтепродуктов по Черному морю, Дунаю, Днепру. У нас более, чем 10-летний опыт в этом направлении. А технологии грузовых операций с растительным маслом отличаются от работы с другими наливными грузами только некоторыми деталями.
Как оказалось, не одни мы планировали развивать речные перевозки растительных масел, но к реализации мы оказались ближе других. И поскольку сегодня никто, кроме нас, не перевозит растительные масла по Днепру, можно сказать, что здесь, в Украине, мы предлагаем уникальную услугу.
Кто ваши клиенты?
С момента подготовки нашего проекта к запуску мы предлагали сотрудничество многим потенциальным клиентам. И, честно говоря, в прошлом году рынок реагировал на наши предложения весьма осторожно. Но, несмотря на все сомнения, на данном этапе мы построили систему перевозок под заказы компании Bunge и уже выполнили для них несколько рейсов. Полагаю, что обе стороны довольны результатами такого сотрудничества. Кроме того, мы параллельно находимся в процессе переговоров с другими участниками рынка, обсуждаем формат договоров, строим планы.
Читайте также От Николаева до Киева: Как работают речные порты Украины