В Латвии разразился очередной большой скандал. И, как ни странно, опять в сфере транспорта. Летом за взятку с должности был снят многолетний глава Латвийских железных дорог Угис Магонис, сейчас же пришел черед авиации.

3 ноября Кабмин Латвии после долгого совещания одобрил кандидатуру частного инвестора для airBaltic — немецкого предпринимателя Ральфа-Дитера Монтаг-Гирмеса, который намерен приобрести 20% акций латвийской национальной авиакомпании за 52 млн евро. Государство со своей стороны должно вложить в airBaltic 80 млн евро.

Известно, что немец Монтаг Гирмес был тесно связан с российскими финансовыми учреждениями. По данным Forbes.ru, некоторое время он был заместителем руководителя Российского центра приватизации (организации, созданной на средства, выделенные западными государствами для поддержки процесса приватизации в России, РЦП). В Латвии выдвигают предположение, что Монтаг-Гирмес рассчитывает на возможность продать авиакомпании несколько российских пассажирских самолетов Sukhoi Superjet.

Происхождение Он проживает в возле Лейпцига (Саксония) в собственном рыцарском замке X века. Там же находится его частный конный завод. У Монтаг-Гирмеса аристократические повадки, но происходит он из семьи немецких текстильных фабрикантов, которые неплохо зарабатывали во время Второй мировой войны. По некоторым данным из СМИ, Гирмесы умудрялись одновременно исполнять заказы, как Вермахта, так и поставлять продукцию в США через нейтральную Испанию, несмотря на все эмбарго и запреты. Это умение делать деньги даже в сложных ситуациях досталось Ральфу-Дитеру явно от деда.

Отцу Ральфа-Дитера пришлось повоевать в рядах Вермахта в офицерском звании. Бывал он и в Украине, под Киевом и Харьковом. Война для него закончилась на Балканах, только 12 мая. Его отряд, будучи отрезан от связи с командованием, прорывался в сторону Австрии, пока не наткнулся на англичан и атаковал их уже спустя четыре дня после подписания Германией капитуляции. После войны отцу Монтага-Гирмеса пришлось завязать со службой. В новой Германии (ФРГ) он считался неблагонадежным, ведь у него имелись родственники в ГДР. Поэтому отец занялся страхованием.

Разведчик-финансист О деятельности Ральфа-Дитера Монтага-Гирмеса во времена "холодной войны" известно мало. С его слов, он работал на западногерманскую разведку. Его завербовали еще во время службы в армии. В процессе подготовки он выучил русский язык. Это предопределило его дальнейшую судьбу. С началом перестройки Монтаг-Гирмес понял, что пора менять сферу деятельности. Он решил заняться финансами. Для этого даже закончил Оксфорд. Вначале его бизнес был в Восточной Германии, затем на территории бывшего СССР.

В 1994 году Ральф-Дитер Монтаг-Гирмес попал в Россию. "Приехал в Москву и сразу пошел на Лубянку сдаваться" – шутит он.

В 1994 году Ральф-Дитер Монтаг-Гирмес попал в Россию. "Приехал в Москву и сразу пошел на Лубянку сдаваться" – шутит он. С тех пор о его деятельности известно мало. Однако отдельные крупицы, которые удалось собрать – очень интересны. Монтаг-Гирмес в той или иной мере фигурирует в знаковых событиях банковской сферы России конца 1990-х годов. Прежде всего, это касается банкротства "Инкомбанка". Немецкий бизнесмен выступал консультантом данного российского банка, когда он находился в процессе банкротства. Кроме того, финансово-консалтинговая компания Монтага-Гирмеса Advisory Restructuring Quest (ARQ), зарегистрированная на Кипре, предоставляла разного рода услуги более десяти банкам РФ. А в Кировской области ARQ владеет свыше 9% акций банка "Хлынов".

Также, некоторое время Ральф-Дитер Монтаг-Гирмес был заместителем главы Российского центра приватизации, которое возглавлял небезызвестный Анатолий Чубайс. Работала ARQ и с другими крупными компаниями РФ: "Газпром", Itera, "Сердце России" и т.д. Кроме Чубайса, бизнесмен тесно общался с Альфредом Кохом, возглавлявшего в 1996 – 1997 годах Государственный комитет РФ по управлению имуществом. Пересекался он и с Борисом Немцовым.

Авиатор Имя Ральфа-Дитера Монтага-Гирмеса впервые появляется в авиаотрасли России в июле 2012 года. Тогда его компания South American Aircraft Leasing (SAAL) подписала соглашение с "Ильюшин Финанс Ко" на поставку 15 самолетов Ан-148/Ан-158 в страны Латинской Америки (прежде всего, на Кубу). Сделка оценивалась в 420 млн долларов. Примечательно, что SAAL в то время фигурировал как компания с панамской регистрацией. В 2014 году она стала ирландской компанией. Также компания Монтага-Гирмеса занималась поставкой самолетов Ан в Северную Корею и Зимбабве, тесно сотрудничая не только соглашение с "Ильюшин Финанс Ко", но и с "Росэксимбанк".

Теперь же Монтаг-Гирмес намерен инвестировать в латвийскую авиакомпанию airBaltic. Зачем бизнесмену инвестировать в Латвию, если его бизнес и так имеет активы в трех странах: Германии, России, Кипре? Может быть, Монтаг-Гирмес решил расширить свой бизнес в странах ЕС? Или, возможно, присутствие российского бизнеса в Латвии?

Вполне возможно, что SAAL передаст airBaltic несколько самолетов на условиях лизинга. В контексте санкций ЕС против России, соглашение вызвать очередную шумиху. А может быть, Монтаг-Гирмес планирует пересадить латышей на российские самолеты Sukhoi Superjet?

Балтийский флагман В конце 2011 года airBaltic заявила о рекордных убытках и возможных сокращениях. В ситуацию вмешалось правительство Латвии и в январе 2012 года переняло авиаперевозчика у частного акционера, компании Baltijas aviacijas sistemas. После этого было заявлено о начале поиска инвестора для airBaltic, так как это стало единственной возможностью для дальнейшего развития компании и обновления ее флота. При этом, в последнее время airBaltic начала показывать хорошие результаты работы. Так, в прошлом году компания увеличила чистую прибыль в 5,5 раза до 10,7 млн евро.

Для дальнейшего развития компании необходимы средства, которых у правительства нет. Поэтому в течение двух минувших лет Министерство транспорта Латвии совместно с консалтинговой фирмой Prudentia искало инвестора для airBaltic. Весь этот год в латвийских СМИ периодически мелькали сообщения о предполагаемом инвесторе. В конце концов, им стал, по словам главы Prudentia Карлиса Крастиньша, "солидный европейский инвестор" – немецкий бизнесмен Ральф-Дитер Монтаг-Гермес.

Не успев начать свою деятельность в Латвии, немецкий бизнесмен вызвал очередной скандал. Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма потребовала отставки министра сообщения Анри Матисса из-за утраты доверия в связи с деятельностью airBaltic. Причиной такого решения стала медлительность министра сообщения, который вовремя не сообщил правительству о действиях, необходимых для развития латвийской авиакомпании airBaltic, а также недостаточно контролировал стратегию авиаперевозчика. "Министр утратил мое доверие. Считаю, что контроль над airBaltic был неудовлетворительным", - заявила Страуюма. Анри Матисс в свое оправдание заявляет, что Монтаг-Гирмес - это лучший из худших вариантов, которые есть у airBaltic.

Читайте также Что нужно сделать, чтобы "открытое небо" не убило МАУ: Латвийский рецепт

reportaj_diter-zahod.jpg_t4_sq_h326_ccut_ct