Латвийская аirBaltic стала первой авиакомпанией, получившей Bombardier CS 300 для коммерческой эксплуатации. 01 декабря она официально представила новый самолет. На презентации побывали корреспонденты ЦТС и поделились увиденным.


В отличие от конкурентов, CS 300 – это не обновление успешной ранее модели, а абсолютно новое воздушное судно. За значительное количество композитов в конструкции его уже прозвали "пластмассовый самолет". Широкое применение композитов – от салона и туалетов до элементов конструкции. Створки шасси, крыло, не силовые панели фюзеляжа – из композитных материалов. Заклепки видны только в районе центроплана.

4

Канадский самолет должен стать прорывом в уменьшении расходов авиакомпаний. Так Bombardier заявляет, что новый двигатель PurePower PW1500G производства Pratt & Whitney, а так же крылья особой формы обеспечивает до 20% экономии топлива, по сравнению с современными моделями конкурентов (Airbus 320сео и Boeing 737NG). Заметен огромный диаметр новых революционных двигателей в связи с увеличенным размером вентилятора. Такая конструкция двигателей с использованием редуктора между валом вентилятора и турбины низкого давления позволяет экономить значительное количество топлива.  Дизайн двигателя поистине революционен - это гибрид  между турбовинтовым и реактивным двигателем.

11

Кроме того, CS 300 почти на 8 тон легче Boeing 737-7MAX и на 6 тонн легче Airbus 319nео. Это, в совокупности с другими новшествами, помогает получить канадскому самолету до 12% экономии на операционных расходах по сравнению с конкурентами ВС новейшего поколения и 15% с господствующими сейчас на рынке моделями.

Помимо этого, канадцы, фактически, совершают революцию на рынке технического обслуживания ВС. Межремонтный ресурс  CS 300 для базового обслуживания составляет 8500 часов, а для операционного (линейного) – 850 часов между А проверками–в разы дольше, чем у летающей сейчас техники.

В кабине пилотов – шесть мониторов, вместо традиционных восьми. Управление осуществляется ручкой (джойстиком), а не штурвалом. Тут минимум выключателей и движущихся механических частей – управление системами с экранов монитора.

2

На фюзеляже заметно отсутствие выступающих деталей – посадочных фар, а количество антенн, различных обтекателей и прочего сведено до минимума – уменьшение сопротивления, экономия топлива.

Салон канадского самолета выполнен очень дружественно по отношению к пассажиру и бортперсоналу. Полученный аirBaltic  самолет выполнен в 2-салоннной компоновке на 145 кресел. Бизнес и эконом салон, по уже ставшей для континентальной Европы традиции, оборудованы одинаковыми креслами, отличающимися лишь шагом – 32 и 30 дюймов соответственно.

3

У CS 300 широкий просторный салон, проход между креслами шире, чем у конкурентов, что позволит бортпроводникам с тележкой разминуться в нем с пассажиром. В салоне большие иллюминаторы. Багажные полки выполнены в соответствии с требованием современных условий рынка–на каждого пассажира предусмотрено место для багажа выше стандартного (10-килограммового чемодана, размерами 24 х 17 х 11 дюймов), причем ставить их можно будет на ребро. Полки открываются ниже, чем у конкурентов: во-первых, легче положить-снять багаж, во-вторых, даже человек ниже среднего роста (от 175 см) увидит не забыл ли на ней что-либо.  

6

Но отдельного упоминания достойны новые кресла–они шириной 19 дюймов–то есть на 2,5 см шире аирбасовских и почти на 5 см шире боинговских. Кроме того, когда пассажир откидывает спинку кресла, нижняя часть сиденья примерно на 0,5-1 см выдвигается вперед, увеличивая угол наклона сиденья.

У CS 300 удобная компактная кухня, позволяющая одновременно разогреть еду практически для всех пассажиров. При этом канадские производители постарались максимально обеспечить безопасность пассажиров и бортпроводников. Так, тележки расположены на кухне таким образом, что они физически не могут сами укатится за ее пределы. Бойлеры и печки не включатся, если не будут заполнены и закрыты должным образом. Значительно просторнее и туалет в новом самолете.

7

Всего авиакомпания заказала 20 самолетов CS 300, второй из которых придет к Рождеству, а еще два в начале следующего года. Полностью все самолеты латвийская авиакомпания надеется получить к концу 2018 года. Они постепенно заменят теперешний узкофюзеляжный флот компании: Boeing 737 300 и Boeing 500. Изначально латыши планировали отказаться от Boeing 737 уже к 2018 году, но из-за задержек поставок канадского самолета, а так же некоторого пересмотра стратегии развития полетов, было решено не торопиться с их возвратом по крайней мере до 2020 года.

CS 300, в отличие от эксплуатируемых сейчас аirBaltic классических Boeing 737, может выполнять полеты на расстояние до 6000 км, что позволит из Риги долететь до любой точки в Европы, Канарских островов, Абу-Даби.

8

(Использованы фото А. Ланецкого и airBaltic).

Читайте также Прогноз на 20 лет вперёд: что ждет мировой рынок авиаперевозок