Позади почти 10 месяцев года и летний пик авиаперевозок, а потому можно говорить о предварительных итогах работы авиакомпаний, осуществляющих рейсы в Украину. О промежуточных результатах и планах на ближайшее будущее мы попросили рассказать топ-менеджеров компаний из Латвии, Польши и Беларуси – airBaltic, LOT, Белавиа.

Первым откликнулся гендиректор airBaltic Мартин Гаусс. Немецкий руководитель латвийской национальной авиакомпании начинал карьеру в авиации, работая пилотом Boeing 737 в British Airways. Став у штурвала airBaltic в 2011 году, он реализовал антикризисную программу, которая вернула компании прибыльность.

В Украине авиакомпанию часто называют лоукостером, хотя сама себя она таковой не позиционирует.

На сегодня 80,05% акций airBaltic принадлежат государству, еще 19,95% акций находятся в руках датского предпринимателя Ларса Туэсена. Последний стал совладельцем авиакомпании именно в 2017 году. Но не это стало событием года для airBaltic – в текущем году латвийская авиакомпания стала первым в мире эксплуатантом узкофюзеляжных самолетов нового поколения Bombardier CS300.

Кроме того, airBaltic после шестилетнего перерыва возобновила внутренние перелеты в пределах Латвии, и, что важно для Украины, – спустя три года авиаперевозчик стал вновь выполнять рейсы Рига-Одесса.

Авиакомпания развивает единственный в Балтийском регионе хаб - Рижский аэропорт. Кроме того, планирует полностью перевести свой парк на лайнеры серии CSeries.

Об особенностях их эксплуатации, планах развития авиакомпании и секретных преимуществах в конкурентной борьбе с лоукостерами мы и поговорили с Мартином Гауссом. 

 

Как вы охарактеризуете ситуацию на авиационном рынке Восточной Европы и какое место на нем сейчас занимает airBaltic? Чем для рынка и вашей авиакомпании отметился уходящий сезон?

airBaltic, чтобы успешно функционировать на очень конкурентном европейском рынке авиаперевозок, позиционируется, как гибридный недорогой перевозчик. Основой эффективности нашей авиакомпании выступают новый самолет, увеличившаяся в связи с ростом флота перевозная емкость и недорогие базовые расходы.

Этот год стал очень интересным для нас - мы модернизируем флот, добавили 13 новых направлений, наша команда растет, и с нами путешествует больше пассажиров. Как результат этого - недавно мы были признаны "Региональной авиакомпанией года" профильным аналитическим центром CAPA.

Кроме того, airBaltic ведет переговоры с производителем самолетов, чтобы определить оптимальное решение для замены эксплуатируемых авиакомпанией 12 самолетов Bombardier Q400, начиная с 2020 года. Мы планируем заказать минимум 14 самолетов, с началом поставки в 2020 году. Заказ будет с возможностью увеличить количество поставляемых самолетов, при необходимости.  

Насколько удачным для компании был летний сезон в 2017 году?

Мы отработали три успешных летних месяца. С увеличившимся флотом - выполнили на 16% больше рейсов. Обычно, когда число рейсов увеличивается, коэффициент нагрузки становится меньше. Нам удалось увеличить и то, и другое. Наш коэффициент загрузки в июле и августе достиг наивысшей отметки в истории компании.

Мы надеемся завершить 2017 год с отличными результатами, так как наши зимние продажи выглядят довольно многообещающими.

К концу 2018 года дополнительно наймем около 200 новых сотрудников.

Какие в целом планы на 2018 год?

Предложим несколько новых популярных горнолыжных направлений - в Зальцбург, Верону и Попрад (в Высокие Татры). Также airBaltic продолжит летать в зимний сезон 2017/2018 в Женеву, Тампере, Гетеборг.

На зиму 2017 года мы увеличили частоты из Риги в Лондон, Гамбург и Прагу. Добавились новые утренние и вечерние рейсы в Варшаву.

Начиная с 29 октября, будем осуществлять рейс Рига - Абу-Даби четыре раза в неделю с использованием нового самолета Bombardier CS300. Etihad Airways будет нашим партнером по совместному использованию кодов на маршруте.

В летний сезон 2018 года airBaltic откроет направления в Малагу, Лиссабон, Сплит, Бордо и Гданьск.

2222

На латвийском рынке гораздо меньше представлены иностранные лоукостеры, чем, например, в соседней Литве. В чем причина этого?

Сейчас более 60 пунктов назначения со своей домашней базы из Латвии обслуживает airBaltic. Из каждого из этих мест наша авиакомпания предлагает стыковочные рейсы через Ригу дальше по всей своей сети, охватывающей Европу, СНГ и Ближний Восток. То есть, мы предоставляем широкий выбор направлений.

Другой фактор – цена. В этом году стоимость билетов снизилась. Цены определяются рынком, а не нами. В настоящее время люди выбирают самое дешевое предложение полета, предлагаемое системой продажи билетов. Лояльность к авиакомпании больше не существует для экономического класса. В бизнес-классе ситуация немного отличается. Такая же ситуация с другими авиакомпаниями. Нам приходится адаптироваться к спросу.

Недавно airBaltic объявила о планах стандартизировать парк самолетов и свести его к единому типу - среднемагистральному Bombardier CS300. Как это повлияет на средний возраст флота?

В настоящий момент флот airBaltic состоит из 30 самолетов: 7 Bombardier CS300, 11 Boeing 737 и 12 Bombardier Q400Next Gen.

Как я уже говорил, мы планируем заказать еще как минимум 14 дополнительных самолетов CS300. Новый заказ заменит турбовинтовые самолеты Q400 NextGen. В конце концов, мы будем иметь в своем флоте 34 Bombardier CS300.

На данный момент авиакомпания твердо заказала двадцать CS300. Все они поступят во флот до конца 2019 года. Благодаря этому у нас будет самый молодой флот в Европе - ожидаемый средний возраст будет всего 2 года. И мы будем оперировать флотом одного производителя - Bombardier.

Как показывает себя CS300? Что, возможно, превзошло ваши ожидания и что еще требует внимания производителя?

Оперативные результаты и эксплуатация нового самолета до сих пор были успешными. Самолеты показали очень хорошие результаты, топливную экономичность и удобство как для пассажиров, так и для персонала. CS300 экономит до 21% топлива по сравнению с другими самолетами в нашем флоте. В среднем каждый самолет проводит еженедельно от 85 до 95 часов в воздухе.

1111

Только в этом году внедрение CS300 позволило компании увеличить количество проданных билетов на 15% и открыть 13 новых маршрутов.

Вместе с тем, существуют определенные технические нюансы, характерные для нового оборудования, которое требует дополнительного внимания и модернизации на начальных этапах эксплуатации. И тут CS300 не является исключением.

airBaltic развивает единственный полноценный авиахаб в Балтийском регионе - Ригу. Как авиакомпания планирует дальнейшее развитие сетевой модели?

Латвия, Эстония, Литва являются домашними рынками для airBaltic. В течение трех последних лет мы улучшаем нашу маршрутную сеть из Таллинна и Вильнюса. Будем продолжать это делать, открывая прямые маршруты туда, куда будет большой спрос.

Каков текущий процент транзитных и чартерных пассажиров в пассажиропотоках вашей авиакомпании?

В течение последних нескольких лет доля транзитных пассажиров на рейсах airBaltic колеблется, в зависимости от направления, между 44% и 52% от общего числа пассажиров. Во многих случаях для наших рейсов из стран Балтии, Скандинавии и СНГ доля трансферных пассажиров может быть значительно выше.

airBaltic летает в два аэропорта Украины – в Борисполь и Одессу. Когда и где мы можем ждать вас в будущем?

airBaltic регулярно оценивает и планирует новые маршруты, однако в настоящее время нет конкретных планов по запуску новых рейсов в Украину. Мы предлагаем удобные стыковочные рейсы для туристов из Украины в более чем 60 пунктов назначения через Ригу.

Читайте также Ryanair привозит пассажиров, а ваше дело научиться на них зарабатывать, - интервью с коммерческим директором "Литовских аэропортов"