В конце октября - начале ноября "Мариупольская Инвестиционная Группа" (в составе "УкрТрансАгро", "УТА Логистик", "Маритайм Логистикс") и Центр транспортных стратегий посетят США, где пройдет второй этап проекта L.A.B. Logistic Agro Benchmark. Как и годом ранее - в фокусе внимания будут логистические цепочки зерновой продукции, опыт их эффективного построения, специфика генерации, хранения и транспортировки зерна.
Осенью 2017 года, как известно, участники проекта L.A.B. для обозначенных выше целей посетили Германию и Францию. За 11 дней агрологистического путешествия позади осталось 3,5 тыс. км дорог и более 15 встреч с фермерами, зернотрейдерами, портовиками и экспертами по вопросам логистики продукции АПК. Мы посетили порты Гамбург и Любек в Германии, Руан и Ля-Рошель - во Франции. Узнали, почему в этих странах до сих пор пользуются популярностью и продолжают строиться бетонные силосы зернохранилищ, что общего в использовании автотранспорта для перевозок зерновых и, чем отличаются перевозки аграрных грузов по внутренним водным путям в двух соседних странах, зачем нужны сельскохозяйственные кооперативы, как удается обходиться малым количеством персонала для обслуживания портовых терминалов и, чем неудобны грузоперевозки по железной дороге.
Обо всех этих аспектах мы рассказывали в публикациях в рамках спецпроекта на страницах портала ЦТС, а итоговые результаты L.A.B. Logistic Agro Benchmark - 2018, выводы, рекомендации и идеи, которые могут быть применены в Украине, были представлены участниками проекта в декабре в Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) в Киеве.
Среди рекомендаций назывались мероприятия в сфере автоматизации и документооборота, такие как упрощение системы фитосанитарного и другого контроля, связанного с агроперевозками и экспортом; принятие на законодательном уровне более гибкой системы трудоустройства работников в сельском хозяйстве и транспортной сфере, что позволило бы использовать частичную (почасовую) форму занятости; внедрение системы консультирования фермерских хозяйств; инвестиции в современную эффективную технику и т.д.
Читайте также Заглянули в Европу: L.A.B. Итоги
Как отмечает руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг, сопредседатель Логистического комитета ЕБА Андрей Шкляр, интерес рынка к результатам проекта был ожидаемо высоким, ведь Украина стремительно наращивает экспортные грузопотоки, занимая место среди мировых лидеров по ряду культур.
"Ожидаемо на пути такого стремительно растущего грузопотока возникают проблемы, в том числе логистически-инфраструктурные. В такой ситуации критически важным становится применение лучшего мирового опыта, передовыми примерами которого являются европейские и американские экспортеры", - говорит Андрей Шкляр.
Стоит отметить, что первый этап проекта L.A.B. нашел свое отражение не только в теории, но и, что особо важно, на практике.
"Учитывая опыт, полученный в рамках первого этапа проекта L.A.B., мы пересмотрели свою работу и начали постепенное внедрение определенных процессов в деятельность наших компаний, что привело к реструктуризации зернового бизнеса Группы МИГ. Если ранее логистическая компания "УТА-Логистик" оказывала также услуги экспедирования и таможенного оформления, то с маркетингового сезона 2018/2019 она осуществляет только функции перевозчика зерновых и масличных грузов как собственным, так и наемным транспортом", - рассказывает исполнительный директор УК "МИГ" Олег Иванюшенко.
Весной текущего года компания приобрела 5 новых автомобилей-зерновозов. Об их покупке в компании задумывались и ранее, но после посещения аграрных и логистических предприятий Германии и Франции в компании утвердились в том, что парк зерновозов следует расширять за счет однотипных транспортных средств.
"Понимая необратимость трансформации законодательства к европейским стандартам, "УТА Логистик" осуществляет перевозки исключительно в рамках действующего законодательства без перегруза. Этим шагом, мы стремимся повысить стандарты бизнес-этики в отрасли зерновых перевозок в Приазовье. Что касается зернового терминала "УкрТрансАгро", он теперь является единым окном для предоставления полного комплекса услуг по сопровождению зерновых, масличных грузов и продуктов их переработки на всех этапах логистической цепочки от производителя до экспорта морскими судами", - говорит о трансформациях, произошедших за минувший год Олег Иванюшенко. - Учитывая тенденцию снижения ставок на агрорынке, мы также всерьез задумались над себестоимостью предоставляемых услуг. Сейчас в работе у нас новый проект - по внедрению инноваций на терминале, автоматизации процессов с последующим уменьшением их себестоимости. Совместно с подрядчиками команда предприятия разрабатывает новое программное обеспечение, призванное перевести мониторинг и контроль всех производственных процессов в "единое информационное пространство", которое объединит в себе морской терминал, автоперевозчиков, трейдеров, специалистов по фумигации и клиентов компании".
Читайте также Заглянули в Европу: L.A.B. Итоги. Вторая часть
В новом "сезоне" участники проекта L.A.B. Logistic Agro Benchmark отправятся в Соединенные Штаты Америки. Почему именно США?
Агрологистика США является классическим примером эффективности и прагматического выбора в условиях свободного рынка. Также рынок США - самый большой и емкий логистический рынок в мире, с долей около 8,5% ВВП страны. Кроме того, США - мировой лидер в производстве зерновых: ежегодно в стране выращивается и перевозится около 450 млн т зерновых всеми видами транспорта.
Таким образом, опыт США в построении логистических цепочек для многих стран является эталонным, и рассматривается как ориентир в развитии.
Что конкретно планируют увидеть на Североамериканском континенте участники проекта? Мы посетим один из крупнейших внутренних речных портов США, расположенный у реки Арканзас, впадающей в Миссисипи, которую так любят приводить в пример, говоря о развитии грузоперевозок по Днепру. Начиная с 29 октября, намечено около десятка встреч с производителями аграрной продукции, визитов на фермерские хозяйства и на транспортные предприятия в штатах Канзас и Оклахома. Также запланирована встреча с руководством Департамента сельского хозяйства штата Канзас и посещение Центра зерновых инноваций.
"Мы надеемся не только посмотреть на сегодняшние решения в агрологистике, применяемые в США, но и понять эволюционный путь изменений, которые они претерпели. С большой вероятностью украинской агрологистике предстоит пройти те же испытания, что мы уже видим в повышении роли маршрутизации, повышенном интересе к речным перевозкам и усиливающейся либерализации рынка", - отметил Андрей Шкляр.
Со своей стороны, в УК "МИГ" отмечают, что ожидания от второго этапа L.A.B. Logistic Agro Benchmark во многом те же, что и минувшей осенью. Это и понимание взаимоотношений между всеми участниками логистической цепочки: производителями, трейдерами, элеваторами, портовыми операторами, фрахтователями, покупателями.
"Интересует все - как формируются партии зерна и цены на него, как осуществляется транспортировка грузов наземным транспортом, как они переваливаются в порту, во сколько это обходится. И, конечно же, технические аспекты - то, что мы могли бы применить у себя на практике", - поделился ожиданиями Олег Иванюшенко.
Как и годом ранее, представители "Мариупольской Инвестиционной Группы" и ЦТС намерены "пройтись" по всей цепочке логистики зерновых. Полученные результаты будут представлены рынку и предложены для изучения властям в лице руководства профильных государственных ведомств.
А до того времени у наших читателей будет возможность следить онлайн за событиями "второго сезона" проекта L.A.B. в рамках спецрубрики на портале ЦТС.