В конце февраля в Латвии завершился четырехмесячный конкурс по отбору нового президента национальной ж/д компании Latvijas dzelzceļš (LDz). Новым главой LDz стал Эдвинс Берзиньш. Подобный конкурс проводится в Латвии не впервые. На этот раз к его проведению Министерство сообщения Латвии привлекло международное рекрутинговое агентство Amrop. Главного железнодорожника страны определяли в несколько этапов. Вначале заявки принимались заявки от всех желающих, а в начале февраля был составлен шорт-лист из шести кандидатов. При этом трое из них были членами правления LDz.

Основными требованиями к кандидатам было наличие высшего образования в сфере финансов, предпринимательства, инженерных или точных наук, опыт работы на руководящей должности, понимание работы транспорта и логистики. "У меня есть необходимое образование и, главное, опыт", – отмечает Эдвинс Берзиньш. В ж/д отрасли он человек не новый: несколько лет подряд он был членом правления компании. О всех сильных и слабых сторонах Latvijas dzelzceļš господин Берзиньш знает не понаслышке.

Мы поговорили с новым главой LDz о его впечатлениях от конкурса, о перспективах развития компании, борьбе за транзитные грузы, конкуренции с Литвой, а также проектах сотрудничества с Украиной.

Читайте также Мы видим возможность привлечь грузы через Украину – интервью с гендиректором порта Клайпеда

У вас образование юриста и менеджера, долгое время работали в Латвийской академии полиции. Как вы попали в железнодорожную отрасль?

Ранее я работал на одном из крупнейших в Латвии предприятий по телекоммуникациям и информационным технологиям – Lattelecom, а также более 6 лет отвечал за юридические вопросы и недвижимость в Латвийском пароходстве.

На Латвийской железной дороге существовала необходимость в развитии юридической поддержки, сферы информационных технологий и недвижимости. Учитывая мой опыт, акционер предприятия пригласил меня на работу в правление ГАО "Латвийская железная дорога" (Latvijas dzelzceļš), чтобы осуществлять надзор и развивать три упомянутые отрасли.

Вы работаете в правлении LDz с 2011 года. Когда в прошлом году был объявлен конкурс на нового директора компании, вы подали заявку на участие. Почему?

Сам я не подавал заявку, но меня убедила сделать это приглашенная нашим акционером, Министерством сообщений, компания по отбору персонала. Так как я уже много лет работал в руководстве этого столь важного для Латвии предприятия, то счел логичным откликнуться на подобный вызов.

В Украине сейчас также проводится конкурс на главу железных дорог, поэтому нас интересует этот вопрос. Что вы можете сказать о латвийском конкурсе как участник? Какие требования выдвигались? В каком формате проводились собеседования? Что на них обсуждалось?

Как участник конкурса, могу сказать, что все было организован очень серьезно и профессионально. Он проходил в три этапа на протяжении четырех месяцев. Персональные характеристики кандидатов, их опыт, образование и представления о будущем предприятия оценивала не только команда специалистов по отбору профессионального персонала, но и номинационная комиссия, в которую входили представители правительства, Латвийской конфедерации работодателей и отраслевого железнодорожного профсоюза.

Какие у вас планы по развитию LDz? Какой вы видите компанию в будущем?

У меня есть намерение в течение ближайших 10 лет превратить Латвийскую железную дорогу в лучшее предприятие Балтии: нам следует быть одной из главных опор народного хозяйства страны. Уже сегодня мы являемся лидерами по перевозкам среди железных дорог стран Балтии, однако способны сделать еще многое для привлечения в наши порты новых грузов. Поэтому необходимо пересмотреть нашу предпринимательскую деятельность, сделать ее более эффективной. На ближайшие годы мы планируем реализацию масштабного проекта развития инфраструктуры – электрификацию главных линий железной дороги.

С точки зрения управления предприятием я сделаю всё возможное, чтобы предприятие стало как можно более открытым для общества. У нас есть конкретные планы, как продемонстрировать обществу, что мы открыты и наша деятельность прозрачна, чтобы любой человек, как в нашей стране, так и за рубежом не имел ни малейших сомнений в том, что мы являемся надежным и открытым деловым партнером.

В течение последних лет LDz теряла грузопоток, особенно транзитные грузы. Как вы планируете решить эту проблему?

Прошлый год для Латвийской железной дороги был очень успешным: наряду с реализацией очень важных проектов развития инфраструктуры мы инвестировали значительные средства в модернизацию Рижского железнодорожного узла. Он был оснащен современными системами сигнализации; завершилась реконструкция главной сортировочной горки в Риге, ставшей одним из наиболее современных железнодорожных комплексов подобного рода в регионе; а также была построена новая железнодорожная инфраструктура к развивающимся территориям Рижского порта.

Хотя эти проекты технологически затрудняли пропускные возможности железной дороги, нам все-таки удалось перевезти значительный объем грузов – 55,6 млн т. Сейчас мы очень активно работаем над привлечением новых видов грузов из Китая, Казахстана и Белоруссии. В настоящий момент в мире происходят изменения в сфере грузовых перевозок и логистики, и мы реагируем на них.

В ближайшее время мы намерены усилить дочернюю компанию LDz Cargo loģistika нашего дочернего предприятия LDz Cargo, преобразовав ее в дочернее общество LDz, чтобы это предприятие могло более полноценно выходить на международный рынок и предлагать свои услуги не только в интересах LDz, но и всего Балтийского региона. Главной задачей предприятия станет разработка единого предложения государственного транзитного коридора, которое позволило бы нам конкурировать с другими транзитными коридорами.

Недавно вы заявляли об интенсификации сотрудничества с Литвой. На чем планируете делать акцент? Не боитесь ли вы конкуренции со стороны Литовских железных дорог, ведь литовские и латвийские порты конкурируют за грузы?

Считаю, что сотрудничество намного лучше конкуренции. Мы с литовскими коллегами в очень дружественной атмосфере договорились регулярно обсуждать многие важные для нас совместные проекты, например, сотрудничество в сфере грузовых перевозок с нашим контейнерным поездом ZUBR и литовским контейнерным поездом Viking. Не секрет, что объемы грузов уменьшаются и на Литовских железных дорогах, поэтому нам необходимо шире думать о том, как развивать общую конкурентоспособность региона, сотрудничая при этом, а не соревнуясь друг с другом…

Во имя укрепления интересов обеих железных дорог и региона в целом мы обсудили возможности выражения единого мнения в столь значительной для железнодорожных предприятий колеи 1520 мм организации, как Совет по железнодорожному транспорту, а также возможности сотрудничества в сфере контрейлерных перевозок, которые постепенно обретают всё большую популярность в мире.

В январе Украина запустила контейнерный поезд в обход России по Транскаспийскому коридору. Интересен ли вам этот проект?

Мы заинтересованы в любых проектах, которые являются экономически обоснованными и позволяют увеличить поток грузовых перевозок по территории Латвии.

С 2009 года между Украиной и Латвией курсирует поезд ZUBR. Есть ли у вас предложения по развитию этого проекта?

Мы много работаем над развитием проекта ZUBR, поскольку пока возможности этого контейнерного поезда не используются в полной мере. Мы рассматриваем варианты как продления маршрута этого поезда вплоть до Турции, так и создания так называемых "антенных станций" в соседних странах.

Читайте также Мы видим потенциал перевозок по маршруту Польша – порты Одессы – интервью с директором Baltic Rail