Низкая скорость оформления грузов всегда была одной из причин низкой привлекательности украинских портов по сравнению с близлежащими черноморскими конкурентами. Устаревшие технологии и коррупция заметно усложняли работу грузовладельцам и экспедиторам. На помощь отечественным портовикам и контролирующим органам пришла европейская миссия помощи Украине и Молдове EUBAM, которая провела исследование основных причин такого положения дел и предоставила нашим чиновникам свои рекомендации. Работа выполнялась в течение мая-сентября 2014 года и сосредоточилась на анализе операций в портах Одессы и Ильичевска.

Исследование показывает, что хотя за последние 5 лет в определенных областях был достигнут прогресс, необходимо продолжать проведение реформ, в частности, в том, что касается упрощения и модернизации порядка таможенного оформления и уменьшения уровня коррупции.

Читайте также Орест Климпуш: Почему судовладельцы откажутся от заходов в украинские порты

В исследовании предлагается 29 ключевых рекомендаций, которые основываются на европейском и международном передовом опыте. "Они охватывают шесть стратегических направлений: законодательство; институциональную базу, включая развитие системы управления кадрами; процедуры; коммуникации и обмен информацией; инфраструктуру и оборудование; коррупцию", - говорит советник EUBAM по вопросам пограничного управления Колин Гейзли.

Итак, что же выявили в ходе своего анализа европейские эксперты? В первую очередь, Украине придется поработать с нормативно-правовой базой. Изменения, предусмотренные гармонизацией процедур с нормами ЕС, потребуют рационализации и изменений в законодательство, регулирующее деятельность ветеринарной, санитарной и фитосанитарной служб. Поэтому властям предлагается досконально изучить Таможенный кодекс ЕС, Общий свод законодательных актов и Свод таможенных правил ЕС.

Властям предлагается досконально изучить Таможенный кодекс ЕС, Общий свод законодательных актов и Свод таможенных правил ЕС.

Кроме того, утверждают в EUBAM, многочисленные правовые акты, приказы и постановления создают бизнесу дополнительные сложности при их интерпретации и применении. Результат – коррупция. Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют Украине пересмотреть и отменить ненужные документы. Большую роль в трансформации контролирующих органов, по мнению европейских специалистов, играет также мотивация персонала. В первую очередь, это финансовые стимулы, поскольку зарплата новых сотрудников не покрывает расходы на жизнь даже на самом базовом уровне. А постоянные кадровые ротации создают ощущение нестабильности, что также не лучшим образом влияет на работу таможни. Проводить их эксперты EUBAM рекомендуют систематически, в соответствии с разработанной для этих целей программой, которая будет создавать атмосферу целостности и профессиональной этики и повышать эффективность организации.

Западные специалисты также советуют пересмотреть рабочую нагрузку контролирующих органов и ввести более гибкий график. Например, можно ввести круглосуточный режим в три смены по восемь часов на тех участках, где в этом есть потребность. B EUBAM также подчеркивают: чтобы привести украинские ведомства по контролю на границе в соответствие с европейскими, потребуется сократить их количество. А для снижения вмешательства человеческого фактора предлагается продолжить автоматизацию системы обработки деклараций.

Европейские эксперты также критикуют привычку Государственной фискальной службы проводить стопроцентное взвешивание и рентгеновское сканирование импортных и транзитных контейнеров. По их мнению, это говорит о неэффективном использовании предварительной информации о грузах, а также неумении применять методологию анализа рисков. Между тем, оценка рисков при грамотном использовании позволит увеличить число проведения операций по упрощенной процедуре. С этой же целью рекомендуется налаживание обмена информацией на международном уровне с контролирующими органами стран-партнеров.

Анализ рисков также требует создания интегрированной базы данных изображений, которые делаются мобильными рентген-сканерами. По мнению специалистов, это облегчит сотрудникам ГФС процесс принятия решений на основании оперативных данных и анализе рисков, а также позволит избежать неоправданных досмотров.

Миссия EUBAM напомнила украинским контролирующим органам, что использование GPS-замков до июня 2014 года позволяло им следить за передвижением грузов в реальном времени. Причем об успехе данного подхода свидетельствовал тот факт, что никаких нарушений при транзите грузов в этом случае не наблюдалось. Однако работу с устройствами прекратили, что, по мнению экспертов, является очень большой ошибкой.

Специалисты также призывают своих украинских коллег развивать процедуры определения таможенной стоимости товаров. В их выводах сказано: законодательство, которое приводит эти механизмы в соответствие с инструкциями ВТО, уже внедрено. Но при этом декларации на товары из стран с высокой степенью риска все еще задерживаются в связи с требованием прилагать к ним множество сопроводительных документов. Здесь EUBAM рекомендует ГФС держать руку на пульсе и постоянно совершенствовать процедуры в соответствии с нормами ВТО.

Украинские таможенники предложения восприняли положительно и обещают составить и утвердить план действий на основании результатов исследования. 

Европейцы отмечают, что Украина постепенно переходит от бумажных деклараций к электронным, однако немалая доля все еще подается в печатном виде. Для решения этого вопроса эксперты советуют стимулировать бизнес к полному переходу на цифровой документооборот, в том числе и установить сроки, по истечению которых бумажные декларации уйдут в прошлое.

Украинские таможенники предложения восприняли положительно и обещают составить и утвердить план действий на основании результатов исследования. Что из этого выйдет, станет ясно в ближайшее время. "Государственной фискальной службой уже составлен предварительный план-график выполнения тех рекомендаций, которые изложены в исследовании. Мы должны на уровне ведомства сделать дорожную карту, чтобы эта работа не повисла в воздухе. Мы подготовили такой проект. Сейчас мы его доработаем и отдадим нашим контрольным службам, работающим на границе, в том числе и правоохранительным органам. Надеюсь, в ближайшие две-три недели мы сможем его подписать во всех министерствах и ведомствах", - сказал заместитель главы Государственной фискальной службы Анатолий Макаренко.