Строительство новых дорог в Украине откладывается в связи с большими объемами ремонта. "Для приведения наших дорог в нормальное состояние надо 10 лет ежегодно вкладывать по 40-50 млрд гривен, чтобы выполнять работы нормально", - посетовал недавно назначенный глава "Укравтодора" Евгений Прусенко. Между тем, объемы финансирования отрасли значительно меньше аппетитов ведомства. Так, в текущем году из специального фонда госбюджета на дорожное хозяйство выделено 15,939 млрд грн.  Кроме того, агентству удалось привлечь 3,15 млрд грн кредитов и 7,275 млрд грн за счет размещения еврооблигаций. В результате вырисовывается внушительная сумма в размере 26,365 млрд грн, что составляет чуть больше половины необходимой.

Финансы поют романсы Но при этом не следует забывать, что примерно 8,4 млрд грн "Укравтодор" направит на погашение задолженности. Кроме того, 3,15 млрд грн будут освоены для реализации совместных проектов с международными финансовыми организациями. На реконструкцию, строительство, капитальный и средний ремонт дорог у агентства предусмотрено 7,657 млрд грн. А для решения проблемы ведомство решило несколько скорректировать свои планы на будущее.

"Нужно срочно принять меры по сохранению дорог. Если мы этого не сделаем, то есть риск потерять всю сеть. Мы вынуждены будем пойти на такие непопулярные меры, как отказ от масштабного строительства новых объектов. Без увеличения объемов ремонта мы сеть дорог не сохраним", - сообщил Прусенко. При этом он добавил, что "Укравтодор" не собирается бросать уже начатое строительство, откажется лишь от новых масштабных капиталоемких проектов.

Что же касается крупных новостроев, то реализовать их, по мнению Прусенко, можно на условиях государственно-частного партнерства – концессии. Например, дорожники хотят предложить инвесторам сотрудничать при строительстве Большой окружной дороги возле Киева. Проект Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами в ведомстве считают лишь временной мерой, которая не решает проблему перегруженности столицы транзитным транспортом.

Тариф за проезд по платной дороге планируется на уровне 30 коп за км для легкового и 1 грн – для грузового транспорта

"Малая Окружная тоже нужна городу, но она не решит вопроса транзитных потоков. Точно так же никто не сбрасывает со счетов проект Киев-Канев-Чигирин-Днепропетровск, но они стоят больших денег... Строить их можно будет за счет привлечения средств частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства", - отметил Прусенко.

Заманчивые предложения Но согласится ли частный бизнес участвовать в таких проектах? Например, ранее "Укравтодор" предлагал предпринимателям строить трассу протяженностью 213 км и стоимостью порядка 55 млрд грн. По словам бывшего главы агентства Владимира Демишкана, переговоры о концессии велись с индийской компанией ITNL, а также с французской Vinci. Эксперты сомневаются, что инвесторы будут готовы вкладывать такие деньги в столь сложный объект, создание которого может растянуться на неопределенный срок. Ведь намерения "Укравтодора" зачастую служат сигналом для игроков на земельном рынке, которые приобретают участки на пути будущей трассы, а затем либо предлагают государству выкупить их уже по другой цене, либо же затевают долгие судебные процессы.

Да и удастся ли агентству обеспечить достаточные потоки по этой дороге? Проблемы с транзитным транспортом наблюдаются в Киеве преимущественно в часы пик. А за проезд по новой дороге нужно будет платить. По словам Прусенко, один километр обойдется в 30 копеек для легкового авто и 1 гривну для грузового. В случае, если количество машин будет ниже заявленного уровня, государство будет вынуждено компенсировать инвестору недобор за счет своих средств, что может обернуться для Украины дополнительной нагрузкой на бюджет. Впрочем, уверяет "Укравтодор", все планы будут подвергаться тщательному анализу. "Ни один из этих проектов не будет запущен, если это будет экономически нецелесообразно, но предварительный анализ показывает, что их нужно запускать", - отметил глава "Укравтодора". Помимо окружной, инвесторам также предложат дороги Ривне-Броды-Львов-Краковец, Харьков-Щербаковка (с привлечением к этому объекту существующей дороги первой категории Харьков-Перещепино-Новомосковск), Одесса-Рени на участке от Одессы до Монаши, Ульяновка-Николаев-Херсон-Крым и Новомосковск-Крым.

Глава "Укравтодора" уверяет: все указанные дороги имеют высокую интенсивность движения, а риски, в отличие от кредитования, распределяются между государством и инвестором, поскольку власти не нужно выдавать никакие гарантии под кредиты, которые берет частный бизнес. Но необходимость компенсировать потери от недостаточного траффика все же сохраняется. Поэтому удастся ли Украине реализовать дебютные проекты концессионных дорог – большой вопрос.