Дорожная ситуация в столице уже давно вызывает у водителей негодование. Существующая инфраструктура не в состоянии справиться с сегодняшней нагрузкой, особенно в части сообщения между правым и левым берегами Днепра. Увы, количество мостов недостаточное и в часы пик каждый из них украшают длинные заторы. По этим переходам следует и транзитный транспорт, так как альтернативных способов пересечь реку поблизости практически нет. Это усугубляет и без того непростую обстановку на киевских дорогах.

Поэтому вопрос строительства окружной дороги сегодня актуален, как никогда. Стоит отметить, что идея реализации подобного проекта не нова, однако воплотить ее никак не удавалось из-за масштабности и дороговизны. Например, проект, который ранее предлагал "Укравтодор", предусматривал трассу протяженностью 213 км и стоимостью порядка 55 млрд грн. По словам главы агентства Владимира Демишкана, переговоры о концессии велись с индийской компанией ITNL, а также с французской Vinci.

Однако, осознав сложность такого проекта, власти решили отказаться от него, заменив менее хлопотным и менее затратным. Новый замысел предполагает трассу протяженностью 18 км с мостом в 700 м, которая свяжет пересечение проспекта академика Заболотного со Столичным шоссе и трассу Киев–Харьков–Довжанский в районе села Счастливое. Количество полос движения составит по две на основном участке, по три на мосту в каждую сторону. Средняя скорость движения по этому пути запланирована на уровне 110 км/ч.

Стоимость проекта уже не так впечатляет, как ранее, и составляет 428 млн евро. Для строительства дороги предполагается привлечь концессионера, который сможет окупить вложенные средства за счет того, что проезд по трассе будет платным. Тарифы будут установлены в пределах 0,6–1,4 евро для легковых автомобилей и 1,7–3,6 евро для грузовиков.

Проезд по новой дороге обойдется минимум в 6 грн для легковых автомобилей и в 17 грн – для грузовиков

На первый взгляд, идея выглядит очень интересной. Ведь появление еще одного моста и альтернативной дороги обеспечило бы транзитному транспорту переправу через Днепр и несколько разгрузило бы проспект Николая Бажана, который сегодня в часы пик перенасыщен автомобилями. Но реализация проекта упирается в экономическую составляющую: в строительство нужно вложить немалые деньги, а вот окупаемость этих инвестиций вызывает очень много вопросов.

Напомним, что против строительства концессионных дорог ранее выступал вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников. По его мнению, нынешний уровень заработной платы в Украине не позволит окупить вложенные в трассу инвестиции. "Пока средняя заработная плата в Украине не будет достигать 1 тыс. долларов, ни о каких концессиях не может быть и речи", - говорил глава Мининфраструктуры. Он объяснил это тем, что по условиям концессионного соглашения, по такой дороге должно проезжать определенное количество автомобилей в стуки. Тогда как в случае их недостаточного количества государство компенсирует концессионеру затраты из бюджета.

Каковы же перспективы у новой дороги в этом отношении? Ежедневно Днепр в Киеве пересекают 300-320 тыс. автомобилей в сутки. Но далеко не все из них будут готовы заплатить за проезд по новой дороге, поскольку альтернативный бесплатный Южный мост находится не так уж и далеко от концессионного. Инициаторы проекта – Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект) – утверждают, что данный путь позволит водителям сэкономить целых 20 минут, которые они бы провели в заторах на привычном маршруте. Но здесь стоит сделать оговорку на то, что этот расклад справедлив лишь для часов пик. В остальное время движение по Южному мосту и проспекту Николая Бажана осуществляется без каких-либо видимых препятствий. Если, конечно, не считать периоды проведения дорожных работ.

Тем более, новый Дарницкий мост, пока еще не загружен на полную мощность и взял на себя лишь 30% потока по Южному мосту и проспекта Бажана. По мере решения проблемы левобережных съездов интенсивность движения по нему будет расти и тем самым перераспределять автомобили между переходами через Днепр. А, спустя некоторое время, будет достроен и Подольско-Воскресенский мост.

Разработчики технико-экономического обоснования (ТЭО) – компания Zagope Construction and Engineering S.A – говорят, что появление новой дороги будет экономить не только время, но и деньги. "На одном часе простоя грузовой транспорт сможет сэкономить 6 евро, легковой – 3,4 евро, поэтому мы ожидаем, что от реализации проекта выиграют все", - говорит директор Zagope Construction and Engineering S.A Даниэль Невеш.

Правда, при наличии свободного моста между часами пик вряд ли кто-либо из водителей согласится платить за проезд по альтернативной дороге для экономии целых 20 минут. Впрочем, здесь власть может поступить в лучших своих традициях, например, ввести определенные ограничения для транзитного транспорта на существующих мостах. Однако и этот вариант вряд ли себя оправдает, поскольку, во-первых, определить можно будет лишь транзитные грузовики, а легковушки будут беспрепятственно проходить через город. Во-вторых, такие меры вряд ли вызовут восторг  того же Антимонопольного комитета. В-третьих, барьер на мостах в Киеве автоматически повысит нагрузку на другие, менее "выносливые" переходы, например, дамбу в Вышгороде или мост в Черкассах.

Поэтому достичь прогнозного потока даже в 20 тыс. автомобилей в сутки к 2017 году, как обещает Госинвестпроект, будет непросто для дороги, которая понадобится только в часы пик. А потому, скорее всего, интенсивность движения, даже при наличии искусственных барьеров, будет колебаться в пределах 5-10 тыс. машин в день. При таких раскладах вернуть вложенные средства можно будет в течение примерно 80 лет при 5 тыс. и 40 лет – при 10 тыс. транспортных средств в сутки. Подобные перспективы вряд ли заинтересуют инвесторов. Либо для их привлечения государству придется взять все риски на себя и в итоге оказаться в ситуации, описанной Колесниковым.

Наконец, не следует забывать о такой проблеме, как отвод земли. Согласно проекту, трасса пройдет по территории садово-дачных участков на Осокорках. А это, в свою очередь, грозит Госинвестпроекту повторением ситуации с Подольско-Воскресенским мостом, из-за строительства которого в судах рассматривается 57 дел, а денег, чтобы предложить владельцам домов альтернативу, в бюджете катастрофически не хватает.

Конкурс по привлечению инвестора состоится уже в декабре. "Инвестиционный конкурс состоится ориентировочно через месяц-полтора, поскольку сейчас по результатам технико-экономического обоснования объекта мы делаем дополнительный анализ, который проводит одна из ведущих аудиторских компаний, а также будет подготовлен ею конкурс по международным стандартам", - сказал глава Госинвестпроекта Владислав Каськив. Вопрос лишь в том, сколько желающих он привлечет.