Реальное экономическое сближение Украины, Польши и Литвы начинается с неба. "Украэрорух" может войти в консорциум вместе с провайдерами аэронавигационного обслуживания этих стран при участии ведущего производителя аэронавигационного оборудования - испанской компании Indra. В случае успеха, именно данный консорциум будет работать со всеми странами-участниками Евроконтроля.
Дмитрий Бабейчук возглавил "Украэрорух" в непростое для страны время. Аннексия Крыма, катастрофа малазийского самолета над Донбассом и взаимные ограничения на полеты с Россией привели к сокращению потоков в украинском небе. О том, как это отразилось на деятельности провайдера, когда откроются коридоры над Черным морем, и какие планы на будущее можно строить в таких условиях, новый руководитель предприятия рассказал в эксклюзивном интервью Центру транспортных стратегий.
Читайте также Жесткая посадка: как прожили 2014 год украинские аэропорты
С какими результатами "Украэрорух" завершил столь сложный 2014 год?
По всем прогнозам 2014 год должен был стать одним из самых успешных в истории "Украэроруха". Так, в январе и феврале прошлого года мы обслужили полётов на 16% и на 13% соответственно больше, чем в 2013 году. Данные показатели этих двух месяцев были фактически рекордными. Однако ряд событий, которые произошли в Украине, негативно отразились на объёмах воздушного движения и - как следствие - на доходах предприятия. Так, после начала временной оккупации АР Крым Российской Федерацией авиационные власти Украины были вынуждены постепенно закрыть воздушное пространство над самим полуостровом и территориальными водами. Затем из-за вмешательств незаконного центра управления воздушным движением на территории АРК в радиосвязь по рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO) было закрыто воздушное движение по некоторым маршрутам над Черным морем.
Эти действия, естественно, повлияли на потоки и количество полетов. Последующее резкое снижение интенсивности произошло после катастрофы Боинга Малазийских авиалиний, когда Госавиаслужба была вынуждена полностью закрыть воздушное пространство над Донецкой и Луганской областями. Сегодня мы можем констатировать, что по результатам 2014 года количество полетов над территорией Украины сократилось на 35% к факту 2013 года. Но это показатель с учётом позитивного начала года, а во второй половине 2014 года темпы падения составляли около 60% к аналогичным месяцам 2013 года.
Как это отразилось на финансовых результатах?
Темп падения сумм платы за аэронавигационное обслуживание, получаемых от авиакомпаний в иностранной валюте, в последние месяцы 2014 года составлял до 78% к факту 2013 года.
Понимая, что финансовая ситуация на предприятии будет сложной, мы еще в сентябре 2014 года, разработали и начали срочно воплощать программу антикризисных мер.
Так были сокращены операционные и эксплуатационные затраты, согласован с профсоюзными организациями существенный пересмотр Коллективного договора, значительно уменьшены капитальные инвестиции, что позволило создать определенный запас прочности с тем, чтобы предприятие смогло выжить в 2015-2016гг.
Каковы планы "Украэроруха" на 2015 год, если сейчас вообще можно говорить о планах?
Согласно пессимистическому сценарию, уровень загруженности воздушного пространства будет примерно таким же, как и сейчас. Так, в феврале, в среднем в день в воздушном пространстве Украины находилось около 450 воздушных судов, но это пессимистический сценарий. Мы рассчитываем на увеличение потока и уже работаем над этим вопросом. Так, мы рассчитываем на увеличение количества воздушных судов на некоторых трассах над Черным морем и уже прорабатываем этот вопрос с ICAO, Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Европейской организацией по безопасности воздушной навигации (Евроконтролем).
Темп падения валютной выручки в конце прошлого года достиг 78%
Мы видим несколько вариантов возобновления потока в зоне ответственности Украины, используя воздушные трассы над акваторией Черного моря. В этих решениях заинтересованы в первую очередь авиакомпании, которые несут огромные убытки, облетая закрытые коридоры. Надеюсь, что нам все-таки удастся восстановить полеты в этой зоне.
В каком режиме сейчас летают российские перевозчики в воздушном пространстве Украины?
Те, кто летает в нашу страну и из нее, согласовывают расписание с Государственной авиационной службой в рамках двусторонних соглашений о воздушном сообщении. Если это транзит, то, по законодательству Украины, нам достаточно полетного плана. Но есть перечень направлений для российских перевозчиков, где им запрещен транзит через наше воздушное пространство. Это ответная мера на "технические" ограничения, которые ввела Россия для украинских компаний на транзитные полеты над своей территорией.
Но авиакомпания "Трансаэро" была заинтересована в возобновлении транзита через Украину.
Да, они заинтересованы, но Госавиаслужба ввела для них запрет лишь на некоторые направления - в Болгарию, Израиль, Турцию, Египет и Грецию. На остальных маршрутах они имеют право летать.
Каковы потери "Украэроруха" от ухода российских компаний?
Пока сложно говорить о цифрах, т.к. во многом перелеты зависят от сезона. Так, в августе 2014 года, когда сезонная нагрузка была достаточно большой, и плата за аэронавигационное обслуживание составляла примерно 1 млн евро. В низкий сезон зимней навигации она намного меньше.
Каковы итоги Ваших переговоров в Варшаве относительно гибкого использования воздушного пространства?
Один из элементов большого проекта Единого европейского неба – это централизация предоставления аэронавигационных услуг. Причем оказывать их будет не сам Евроконтроль, для этого будет выбран субподрядчик. На этот проект есть несколько претендентов, в том числе и консорциум, в который войдут провайдеры аэронавигационного обслуживания Украины, Польши и Литвы, а также ведущий производитель аэронавигационного оборудования - испанская компания Indra. Победитель будет работать со всеми странами-участниками Евроконтроля.
Думаю, наши наработки будут интересны. В нашем центре планирования использования воздушного пространства и регулирования воздушного движения (Украэроцентре) есть своя система менеджмента воздушного пространства. Ее функциональные возможности шире, чем у системы Евроконтроля LARA (Local And sub-Regional Airspace Management). Правда, ее все равно нужно будет интегрировать в существующие системы и обеспечить их совместимость. Поэтому, на мой взгляд, шансы у нас есть.
В Варшаве мы затрагивали вопросы технических решений, определили структуру управления консорциума. Тендер будет проходить в два этапа. Если мы выигрываем первый этап, то его реализация займет два года. Она предполагает разработку и внедрение модели, т.е. нам будет необходимо на базе наших национальных систем Украины, Польши, Литвы и с помощью технической поддержки Indra реализовать пилотный проект. Далее мы сможем претендовать на участие во втором этапе - на предоставление услуг с помощью уже готового решения. Ведь эффективная работа сервиса в таком большом воздушном пространстве как Украина дает нам шансы на победу.
Мы договорились, что в случае выигрыша в тендере, на первом этапе лидером будет Indra. На втором – кто-то из провайдеров, скорее всего, Польша, поскольку у них есть соответствующее оборудование, и они уже интегрированы в сеть передачи данных PENS (Pan-European Network Services).
Есть еще и юридические аспекты этого вопроса. Все процедуры проводятся в соответствии с законодательством ЕС, тогда как наша нормативно-правовая база не полностью к нему адаптирована. Это же касается и некоторых стран-участников Евросоюза, той же Польши. Но не думаю, что это станет препятствием на нашем пути.
Крайний день подачи заявок был перенесен на месяц, поэтому мы планируем до подачи заявки провести еще одну встречу участников консорциума во время международной конференции по управлению воздушным движением в Мадрид.