Офис Майкла О'Лири расположенный возле аэропорта Дублин. Первым вопросом босса Ryanair при встрече был: "Каким рейсом летели?". Я ответила, что прилетела рейсом компании-конкурента – British Airways и что самолет приземлился на 10 минут позже. Глаза мистера О'Лири наполнились удивлением. "Вы выбрали дорогостоящую услугу – и вас задержали, – сказал он, смеясь. – Вскоре вы будете летать c Ryanair".
Глава Ryanair одет в свою фирменную рубашку с открытым воротом и джинсы. Сегодня он в приподнятом настроении и для этого у него есть все основания. Ирландская авиакомпания, которую Майкл О'Лири возглавляет с 1994 года и которая известна как крупнейший бюджетный авиаперевозчик Европы, стала прибыльной. В 2013 году, когда цены на нефть были вдвое выше сегодняшних, прибыльность компании была на грани. Но новая стратегия помогла увеличить рост прибыли. В прошлом месяце Ryanair увеличила прогноз годовой прибыли на четверть – с 940-970 млн евро до 1,18-1,21 млрд евро.
О новом имидже Канули в прошлое те дни, когда О'Лири взращивал нарочито сварливый образ, в котором он мог угрожать пассажирам с избыточным весом и грубо отвечать клиентам, требующим вернуть им деньги. В этом году компания отмечает свое 30-летие. Я спрашиваю, достигла ли Ryanair зрелости? "Возможно, мы переходим из возраста ищущих себя подростков во взрослую жизнь, налаживая взаимодействие с нашими клиентами и теснее общаясь с внешним миром", – отвечает Майкл О'Лири.
Он признает, что нахальный характер авиакомпании, свойственный ей в начале своей деятельности, оттолкнул некоторых клиентов, которые предпочли платить более высокую плату за перелет другому перевозчику, поскольку Ryanair их очень раздражала. Но в начале существования авиакомпании ее провокационный образ был преднамеренным и помогал генерировать много бесплатной рекламы. Мистер О'Лири говорит, что он стал "мультяшным злодеем, показывающим пантомиму".
"Я ирландец. Здесь вы рождаетесь ни с чем. Так что мы не можем помочь себе сами", – утверждает он. Зато, по его словам, помог экономический императив, потому что авиакомпании не имеют денег на маркетинг. "Вы должны выйти к публике и сделать как можно больше шума. Это довольно просто".
"Чтобы у фоторедакторов была работа, давайте дадим им то, что они ищут: мужчин среднего возраста в колготках"
Юмор Ryanair разнообразил безликую корпоративную жизнь современного мира. Новый взрослый образ ирландского перевозчика не означает конец глупых фотосъемок, в ходе которых мистер О'Лири наряжался как мобильный телефон, или как Папа Римский. Всего за несколько недель до нашей встречи, для продвижения нового партнерства с компанией по аренде автомобилей CarTrawler он оделся в костюм друга Бэтмена – Робина.
"Чтобы у фоторедакторов была работа, давайте дадим им то, что они ищут: мужчин среднего возраста в колготках", – смеется он. Новый, улучшенный и "приятный" образ Ryanair пришел и в офисы компании, которые должны ему соответствовать. В то время как бывший главный офис перевозчика вблизи аэропорта Дублин выглядит усталым и потрепанным, новое здание с яркими настенными картинами смотрится довольно красочно. Тематика картин варьируется от пьяной собаки, одетой как Дед Мороз, до жирафов и местных футбольных команд. В офисе есть даже игровая комната и аварийный трап самолета, который доставит вас до стойки регистрации. Все это не соответствует образу скупой бюджетной авиакомпании, когда-то рассылавшей своим сотрудникам уведомление о запрете на зарядку мобильных телефонов на работе в целях сэкономить на счетах за электроэнергию.
О лошадях и семье В стеклянном офисе мистера О'Лири, за его столом, висит картина с изображением скакуна Клевера. 54-летний глава Ryanair давно увлекается лошадьми. Майкл О'Лири владеет скакунами на своей конюшне "Джиггинстаун Хауз" (Gigginstown House Stud). Часть его имущества находится в часе езды к западу от Дублина, в районе города Маллингар, где он вырос. Его брат Эдди управляет работой "Джиггинстаун Хауз" и был лучшим наездником двух лошадей.
Уйдет ли Майкл О'Лири на пенсию, чтобы посвятить себя скакунам? "Господи, нет! Лошади – это не бизнес. Скакуны – это просто денежная яма", – восклицает он. "Я наслаждаюсь скачками с препятствиями только потому, что зимой больше нечем заняться. Это увлечение вылилось в отдельное "хобби". Вот и все".
Мистер О'Лири как и его жена, бывший банкир Анита Фаррелл, не думают о выходе на пенсию. "Мои близкие не давят на меня, чтобы я уходил в отставку", – шутит он. "Господи, мне всего 54. Здесь я такой желанный лидер. Можете ли вы себе представить то опустошение, которое я вызову, если объявлю в понедельник о своем уходе?"
"Я всегда был очень осторожен. Если вы погуглите меня, кроме конных скачек, вы не найдете ничего личного обо мне или моей семье, моей жене и детях. Мы живем спокойно"
Прошло больше 20 лет, как Майкл О'Лири стал генеральным директором Ryanair. Все это время он взращивал скромного гиганта. В 1991 году компания обслужила 650 тыс. пассажиров на 6 самолетах. В этом году перевозчик ожидает пассажиропоток в 100 млн человек, а флот компании состоит из более чем 300 самолетов. О'Лири признается, что больше всего он любит работать и утверждает, что он будет в Ryanair до тех пор, пока он делает что-то "интересное".
Он будет возглавлять авиакомпанию до 2019 года. Таковы условия контракта, который О'Лири подписал в прошлом году. Раньше ему приходилось продлевать контракт из года в год. В этом году он будет получать вознаграждение в размере 2,4 млн евро. Это на треть больше чем в 2014 году. Согласно оценке одной ирландского газеты, состояние О'Лири превышает 755 млн евро. Все благодаря владению 3,7 процентами акций Ryanair.
Его усадьба площадью в 1000 акров – это настоящее место для уединения, где О'Лири любит прогуливаться по полям с его четырьмя детьми – тремя мальчиками и девочкой, всем еще нет и 10 лет. На прошлых выходных они собирали конские каштаны. "Мне нравится усадьба, она освобождает или отвлекает от работы в Ryanair и перелетов по Европе. Я вырос на ферме. Я хочу, чтобы мои дети выросли так же". По его словам, дети мало знают о его имидже, поскольку в ирландских медиа о нем мало информации, за исключением корпоративных интервью и нечастых заметок о лошадиных скачках. "Я всегда был очень осторожен. Если вы погуглите меня, кроме конных скачек, вы не найдете ничего личного обо мне или моей семье, моей жене и детях. Мы живем спокойно", – говорит он.
Читайте также: Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы
Об авиации Прежде, чем стать экстравертным генеральным директором, О'Лири работал бухгалтером по налогообложению. Будучи сыном бизнесмена, он учился в лучших школах Ирландии. Мистер О'Лири утверждает, что он никогда не интересовался авиацией, как в детстве, так и сейчас. "Люди спрашивают, летал ли я? Ну да, на пассажирском сиденье. Хотите научиться летать? Нет! Черт возьми, зачем? Это невероятно скучно". По его словам, в авиацию он попал по воле случая, работая бухгалтером в семье Райан (основателя Ryanair – прим. ред.).
"Семья потеряла огромные суммы в первые два или три года. Это в середине 1980-х. Я очень настойчиво рекомендовал им закрыть авиакомпанию, потому что она никогда не будет приносить денег", – вспоминает он.
Мистера О'Лири отправили, чтобы ликвидировать убытки. Это заставило его сократить флот с 12 до 6 самолетов. После посещения американской авиакомпании Southwest Airlines, первого бюджетного авиаперевозчика, Ryanair нашла свою успешную модель.
На протяжении всей нашей беседы, мистер О'Лири часто откидывается на спинку стула и машет руками, чтобы подчеркнуть один момент. Он положил на стол планы по ежегодному увеличению пассажиропотока на протяжении ближайших 6-8 лет до 160 млн человек, и увеличения прибыли почти в два раза, до 2 млрд евро.
О'Лири утверждает, что уважает своих конкурентов, признавая, что Кэролайн Маккол, исполнительный директор easyJet, сделала "хорошую работу", уйдя от попыток конкурировать с Ryanair в цене. "Мы Lidl и Aldi (известные сети супермаркетов в Германии – прим. ред.). Вам не нужно вести ценовую войну с нами", – говорит он.
Читайте также: Легкость бытия: кто создал авиакомпанию easyJet
О Евросоюзе Мистер О'Лири заявляет, что он будет более активно поддерживать членство Великобритании в Евросоюзе, несмотря на то, что тот поддается критике из-за жестких регуляторных механизмов. "В Великобритании ЕС любят критиковать, но он много значит для ее экономики. Евросоюз нуждается в таких людях и компаниях, как мы, которые будут активно агитировать за него".
Между тем, Ryanair хочет поддерживать в дальнейшем свой более мягкий подход к пассажирам, продолжая время от времени проказничать. Как заявил мистер О'Лири в конце нашего интервью: "Я не поклялся (быть хорошим - ред). Но я веду себя хорошо. Я учусь. Я пытаюсь стать лучше".
Таня Паули, корреспондент Financial Times.
Перевод портала ЦТС