Жарким июльским днем из аэропорта Жуляны вылетал презентационный рейс Киев – Одесса, организованный авиакомпанией Bravo Airways. И в Киеве, и в Одессе наблюдался небывалый ажиотаж. И неспроста – перевозчик предлагал билет за 499 грн. Спустя почти три месяца жара в Одессе спала, и мы решили узнать, насколько успешным оказался рейс, и что авиакомпания Bravo Airways запланировала на ближайшее будущее. Для этого мы пообщались с директором авиакомпании Виктором Телегиным.
В июле авиакомпания Bravo Airways запустила регулярный рейс Киев – Одесса. Насколько он популярен у пассажиров?
Этот рейс пользуется большим спросом. Запуская его, мы ориентировались на три группы клиентов. Первая – это те пассажиры, которые привыкли ездить автобусом или поездом. Для них мы предусмотрели дешевые билеты по 500 грн. Хочу подчеркнуть, что это реальный билет. Если заранее побеспокоиться, то можно улететь в Одессу за 500 грн. Эти билеты пользуются огромной популярностью. Для пассажиров побогаче мы предлагаем билеты по 1000 грн. Они также популярны. И, конечно, мы не забыли о бизнес-пассажирах. Для них мы предоставляем бизнес-кресла, бизнес-питание. Такой билет обойдется в 1500 грн.
А что насчет загрузки бортов?
Мы начали полеты с частотой четыре раза в неделю, затем перешли на ежедневную частоту. В среднем, с момента запуска рейса загрузка составляла 70-80%. Конечно, были дни, когда самолеты заполнялись только на половину, но были и на 100%. Иногда, чтобы удовлетворить спрос, мы пускали на рейс самолеты большей вместимости: вместо Boeing-737 со 128 креслами летали McDonnell Douglas со 170 креслами. Как правило, это случалось по пятницам и воскресеньям.
Курортный сезон закончился. Как это отразилось на рейсе?
Отдыхающих стало меньше и, конечно, загрузка упала. Несмотря на это, мы приняли решение продлить выполнение рейса Киев – Одесса на зимний период.
Частота также сохранится?
С частотами будем смотреть. Может, уменьшим, может, сохраним. Пока я не могу сказать.
Окупается ли рейс Киев – Одесса?
Этот рейс является для нас имиджевым, это наша визитная карточка. С его помощью мы заявили о себе. Кроме того, он поможет нам оценить, насколько выгодно летать по Украине. Если в течение года мы выйдем в ноль, это будет очень хорошо. Хочу отметить, что нас многие называют лоукостером, но это не совсем так. Да, мы кое-что взяли у них – в первую очередь, низкую стоимость. При этом, мы кормим на борту и не берем втридорога за перевес багажа. Лоукостеры, наоборот, на этом хорошо зарабатывают. Поэтому Bravo Airways нельзя назвать лоукостером на все 100%.
Почему вы выбрали Одессу для визитной карточки, а не Львов?
Давайте посмотрим, куда в Украине можно выполнять внутренние рейсы: Одесса, Львов, Харьков, Днепр. В последних двух городах нет туристического пассажиропотока, есть только бизнес и транзитный, который подвозит МАУ на свои зарубежные рейсы. Остаются два города – Одесса и Львов, одинаковые по потенциалу. Это два крупных города, два туристических центра, оба города пользуются спросом у бизнес-пассажиров. Почему именно Одесса? Летом это направление более популярно. Мы решили попробовать здесь. Кто знает, может, в следующем году попробуем Львов.
Летом вы уже говорили о возможном запуске рейса во Львов. Таки полетите?
Пока мы изучаем Одессу. Посмотрим, какая будет отдача. Только потом можно будет говорить о каких-то планах. Повторюсь, что рейс Киев – Одесса является для нас имиджевым, благодаря ему нас узнают. Открыть второй такой рейс у нас сейчас нет возможности.
Помимо одесского рейса, этим летом Bravo Airways запустила чартерные полеты из двух региональных аэропортов – Кривой Рог и Ривне. Насколько успешны были эти программы?
Раньше мы относились к этим аэропортам с некоторым опасением. Поэтому мы неоднократно направляли к ним свои комиссии. Потом я сам лично ездил и осматривал полосы. Эти аэропорты оставили у нас очень приятные впечатления. За всю летнюю программу не было ни единой проблемы. Стоит отметить, что у руководства этих аэропортов есть желание сотрудничать и развиваться. С такими людьми приятно работать.
Мы летали из Кривого Рога и Ривного в Анталью один раз в неделю. Борты улетали заполненными. Сейчас мы вместе со своим стратегическим партнером – туристической компанией TPG – рассматриваем египетскую программу на зимний период.
Из этих городов?
Да. Один из возможных вариантов – увеличение частоты полетов до двух раз в неделю. Посмотрим. Пока все в процессе анализа.
Из Ривного в Польшу летать не планируете?
У руководства аэропорта Ривне есть большая заинтересованность в запуске рейса в Люблин. Польская сторона также заинтересована. Мы попросили агентов проанализировать, есть ли спрос. Ждем ответа. Если увидим, что потенциал есть, обязательно полетим.
Другие региональные аэропорты рассматриваете?
Сейчас мы присматриваемся к аэропорту Херсон. Недавно туда ездила наша делегация. Возможно, оттуда откроем чартерную программу, наподобие тех, что были в Кривом Роге и Ривном.
А Харьков?
Оттуда мы летаем в Анталью. К тому же, в Харькове у нас базируется один самолет. Он летает по принципу W: Харьков – Анталья – Львов – Анталья – Харьков. Другие региональные аэропорты пока не рассматриваем.
Недавно вы получили много разрешений в Египет. Будете все запускать?
Наш партнер TPG заявил о намерении возить туристов по ряду направлений. Мы со своей стороны готовим под них базу. Самолеты есть, теперь получили разрешения. Представительство есть, договора подписаны, все готово. Далее они по своей агентской сети начнут продавать. Если будет спрос, они заявят об определенной частоте, и мы начнем летать.
Также было чартерное направление на Гоа…
Да, это тоже совместно с TPG.
Помимо этого, вы получили разрешения на регулярные полеты в Грузию.
Да, мы рассматриваем это направление. Вполне возможно, что мы полетим в Грузию с 20-х чисел октября. Но при определенных условиях, при каких – я пока не буду говорить.
Другие страны не рассматриваете?
Пока нет.
Вы говорили о транзитных пассажирах. Не планируете ли стыковать свой рейс с рейсами других авиакомпаний?
Мы летаем из аэропорта Жуляны. Транзитный пассажиропоток идет через Борисполь, и он подвязан под МАУ. Они работают самостоятельно, вряд ли они будут сотрудничать с Bravo Airways. При этом нужно учитывать, что мы работаем в Жулянах из-за стоимости обслуживания каждого рейса. В Жулянах это обходится нам дешевле, чем в Борисполе. Поэтому мы выбрали аэропорт Жуляны, осознавая, что его транзитный потенциал уступает Борисполю.
А что насчет сотрудничества с UM Air? Презентационный рейс Киев – Одесса вы выполняли совместно, часть бортпроводников была в их форме.
Партнерские отношения продолжаются. Мы обмениваемся самолетами. Мы выполняем рейсы UM Air из аэропорта Борисполь. Что касается бортпроводников, то UM Air помогала нам подготовить свой экипаж.
Сколько у вас сейчас самолетов?
Сейчас четыре самолета, хотя весной было только два. Если нужно, готовы увеличить их количество.
Самолеты куплены или взяты в лизинг?
Лизинг.
Вы говорили, что рейс Киев – Одесса имиджевый и вы на нем не очень зарабатываете. Но ведь нужно лизинг оплачивать.
Когда мы берем самолет в лизинг, то просчитываем все. Эти самолеты летают не только по маршруту Киев – Одесса, но и на чартерных направлениях. Другими словами, чартеры перекрывают издержки рейса Киев – Одесса.
Поговорим об истории. На сайте Bravo Airways отмечено, что авиакомпания основана в 2012 году, но заявила о себе только сейчас. Чем вы занимались эти четыре года?
Еще когда существовал "Аэросвит", мы выполняли часть их регулярных рейсов – в Симферополь, Одессу, на Кавказ, в страны Балтии. Также мы работали за рубежом.
Где именно?
В Афганистане. В рамках правительственной программы мы выполняли рейсы для местной авиакомпании.
А почему прекратили полеты?
В какой-то момент у авиакомпании, с которой мы сотрудничали, уменьшилось количество рейсов. Потребность в наших самолетах пропала. Они начали использовать только свои воздушные суда. Поэтому мы приостановили полеты в Афганистане. Как только появится спрос, мы с радостью возобновим их. Так мы вернулись в Украину, провели переговоры с TPG и сейчас активно работаем на чартерах.
Как вы оцениваете дальнейшие перспективы авиакомпании Bravo Airways?
Очень положительно. Мой оптимизм основывается на итогах летней программы. В следующем году хотелось бы удвоить результат, прежде всего, за счет региональных аэропортов.
Читайте также Есть спрос на новые рейсы Польша - Украина, – директор авиакомпании Sprint Air