Сегодня "Укрзализныця" торжественно открывает электрифицированный участок железной дороги Потоки-Золотнишино. Отрезок протяженностью 14 км обошелся компании в 204 млн грн. Немногим больше, чем было предусмотрено финансовым планом на 2018 год - 170 млн грн. В сроки тоже не уложились - планировалось реализовать проект еще в 2017 году. В общем, с завышенным бюджетом и сроками, но закончили и пригласили на перерезание красной ленточки вице-премьер-министра Украины Владимира Кистиона, председателя наблюдательного совета УЗ Шевки Аджунера и других членов набсовета. Что же даст этот проект самой "Укрзализныце" и рынку в целом?
Выгода "Укрзализныци"
В "Укрзализныце" отмечают, что, электрификация участка Потоки-Золотнишино, позволит перевозчику обеспечить электротягой направление Полтава-Кременчуг-Користовка-Знаменка. "Благодаря электрификации "Укрзализныця" сократит расходы на организацию перевозок, уменьшит выбросы в окружающую среду, ускорит доставку грузов", - отмечал руководитель УЗ Евгений Кравцов.
Ранее, чтобы вывезти продукцию с Полтавского ГОКа, состав вначале шел на тепловозной тяге, а потом на станции Кременчуг локомотив и бригада менялись на электровозную тягу. Ежедневно там курсирует более 10 поездов, которые обслуживает 5 тепловозов. "Они будут направлены на другие грузонапряженные направления. В условиях дефицита тепловозной тяги приходится считать каждый такой локомотив", - отмечал Кравцов.
По предварительным расчетам, после электрификации затраты составят 155,4 тыс. гривен в сутки, что на 204,9 тыс. гривен в сутки меньше, чем при использовании тепловозной тяги. Ежегодная экономия расходов достигнет 49,9 млн гривен. Таким образом окупаемость проекта составит, по прикидкам "Укрзализныци", три года. В компании сообщили, что в ходе электрификации однопутного участка переменным током напряжением 25 кВ было установлено 463 опоры контактной сети, 53 жестких поперечин, 71 анкер, 176 фундаментов. Смонтировано 284 консоли, 622 кронштейна и надставки, а также 27,820 км несущего троса и контактного провода, почти 27 км линии ДПР, 21,3 км питающего фидера и т.д.
Проект для одного
Электрификация участка Потоки-Золотнишино имеет ярко выраженный эффект для грузоперевозок. Золотнишино - одна из крупнейших грузогенерирующих станций Украины и крупнейшая по генерации экспортного грузопотока ЖРС.
"Наибольшую выгоду от завершения электрификации перегона Золотнишино-Потоки получит Ferrexpo, так как почти весь грузопоток со станции Золотнишино генерирует Полтавский ГОК, а это более 10 млн т в год. Для "Укрзализныци" - это возможность освободить и перенаправить дефицитные тепловозы с данного участка на другие направления, нуждающиеся в тепловозной тяге", - объясняет консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко. В Ferrexpo ранее отмечали, что электрификация участка ускорит доставку продукции потребителям. "Электрификация линии Потоки-Золотнишино упростит нашу логистику и сократит время отгрузки на границу на несколько часов, так как нашим вагонам больше не придется ждать в Потоках", - уточняла менеджер по работе с инвесторами и коммуникациям компании Ferrexpo Ингрид МакМэхон.
Если говорить в целом об уровне электрификации ж/д путей "Укрзализныци", то, по данным ПАО УЗ, в настоящее время уже электрифицированы 46,9% путей из 20,9 тыс. км путей. Для сравнения, в России данный показатель составляет 51%, в Казахстане - 27%, Беларуси - 18%, Азербайджане - 20%, Грузии - 98%. Основным преимуществом электрической тяги является высокая экономичность. Электровоз позволяет обеспечить бóльшую тяговую мощность. Среди других плюсов электрификации - повышение участковой скорости, пропускной способности и безопасности перевозок. В ближайших планах "Укрзализныци" еще несколько более масштабных проектов по электрификации: Долинская-Николаев (148 км), Николаев-Колосовка (105 км), Ковель-Изов-Госграница (94 км), Госграница-Овруч-Коростень-Житомир-Бердичев (215 км).
Читайте также Дорогое удовольстие: Какие участки электрифицирует "Укрзализныця"