22-24 февраля в Киеве при участии президента Владимира Зеленского состоялось масштабное инфраструктурное мероприятие - Всеукраинский форум "Украина 30. Инфраструктура". Его участники обсудили широкий спектр проблем, планов, рассказали о достижениях и недоработках в основных инфраструктурных отраслях Украины. Значительное внимание было уделено развитию автодорожной отрасли Украины как одного из главных мультипликаторов экономики.

"Большое строительство": президентские планы

Владимир Зеленский, открывая форум, представил основные планы "Укравтодора" на 2021 год. В частности, президент публично пообещал, что в текущем году в стране будет отремонтировано и построено 4,5 тыс. км дорог государственного значения и 2 тыс. км дорог местного значения. Эти цифры сопоставимы с прошлогодними - 4 тыс. и 2,5 тыс. км соответственно. В целом на 2021 год глава государства озвучил план довести уровень обновления основной сети дорог с 17% до 37% от общей их протяженности (8,5 тыс. из 24 тыс. км).

Детализируя планы по обновлению сети дорог, Зеленский отметил, что, помимо автострад, в планах властей - развивать инфраструктуру, ведущую к социально значимым объектам, контрольно-пропускным пунктам, промышленным предприятиям, портам и аэропортам. Отдельно президент остановился на объектах культурного наследия, в программу реконструкции которых входит и ремонт/строительство удобной транспортной инфраструктуры, в частности, 320 км дорог в трех западных областях в рамках проекта "Малое Карпатское кольцо". Все это - часть пресловутого президентского "Большого строительства".

Что именно будут строить и ремонтировать?

Детализировал планы глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины Александр Кубраков.

Приоритетными объектами дорожного строительства в текущем году станут:

- трасса Н-31 Днепр-Решетиловка (завершение строительства);

- продолжение строительства автомагистрали в Запорожье (включая мосты через Днепр);

- начало строительства моста через реку Днепр в Кременчуге;

- трасса М-30 Стрый-Изварино;

- маршрут Киев-Кишинев со строительством моста через Днестр и открытием совместного пункта пропуска на госгранице.

"У нас есть амбиция в этом году завершить строительство моста в Запорожье", - подчеркнул Кубраков в ходе презентации планов на год.

Снимок экрана 2021-02-25 в 12.22.34

Международные автотрассы, продолжение ремонта и строительство которых "Укравтодор" планирует в 2021 году:

- М-03 Киев-Харьков-Довжанский;

- строительство южного обхода города Днепр;

- М-04 Знаменка-Луганск-Изварино;

- М-06 Киев-Чоп;

- М-07 Киев-Ковель-Ягодын;

- М-12 Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка;

- М-13 Кропивницкий-Платоново;

- М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск;

- М-18 Харьков-Симферополь-Ялта;

- М-19 Доманово-Ковель-Черновцы-Тереблече;

- М-21 Выступовичи - Житомир - Могилев-Подольский;

- М-22 Полтава-Александрия.

Всего планируется обновить и построить 1025 км международных автодорог, 1363 км национальных, 904 км региональных и 1206 км территориальных дорог.

"Почти 72% местных дорог в своей жизни ни разу не видели усовершенствованных жестких капитальных покрытий - то есть афсальто- и цементобетона. Львиная доля их - это грунтовые, гравийные или так называемые "черные шоссе" - битум или деготь со щебнем. Привести эти дороги в надлежащее состояние с помощью поточного среднего ремонта просто невозможно. Это будет либо капитальный ремонт, либо реконструкция", - отметил Олег Варивода, экс-глава Службы автомобильных дорог Одесской области.

Снимок экрана 2021-02-25 в 12.23.16

Кроме того, на 2021 год намечен старт реализации нескольких мегапроектов.

Первый - начало строительства 150-км Киевской обходной дороги. "В середине этого года у нас завершается проектирование первых двух участков Киевской окружной дороги, и мы начнем строительство", - заявил Александр Кубраков. Еще по трем участкам готовится тендер на проектирование.

Второй - строительство 250 км дорог к пограничным пунктам и открытие двух новых совместных пунктов погранконтроля - с Польшей и Молдовой.

Программа развития цементобетонных дорог предусматривает строительство 37 км "бетонки" на трассах, работы на которых уже ведутся (Н-31 Днепр-Решетиловка и Н-14 Кропивницкий-Николаев) и 300 км новых бетонных дорог (в рамках трасс Р-55 Одесса - Вознесенск - Новый Буг, М-28 Одесса-Южный, М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск).

Отдельно стоит упомянуть о программе восстановления мостов. В этом году "Укравтодор" анонсирует обновление 150 мостов. До 2025 года агентство намерено обновить минимум по 20 мостов в каждой области страны.

Откуда деньги?

Если взглянуть на представленные планы агентства на 2021 год, то структура финансирования дорожного строительства выглядит следующим образом:

- Дорожный фонд - 24 млрд грн;

- средства под государственные гарантии - 20 млрд грн;

- инфраструктурные облигации - 60 млрд грн;

- МФО - 4,4 млрд грн;

- местные субвенции - 18 млрд грн.

photo_2021-02-22_13-39-38

В этом контексте в "Укравтодоре" отмечают важность продолжения сотрудничества с МФО. Так, в 2020 году Украиной были подписаны новые кредитные соглашения с ЕБРР и ЕИБ, согласно которым Украина получит почти 1 млрд евро инвестиций в свою инфраструктуру. Что касается автодорожной сферы, то эти средства прежде всего будут направлены на завершение реконструкции трассы Киев-Одесса и строительство северного обхода Львова. Также было подписано кредитное соглашение по ремонту и строительству дорог на востоке страны.

Замглавы ЕБРР в Украине Марк Магалецкий рассказал о перечне проектов, на которые будут направлены усилия банка в 2021 году. Например, он уточнил, что в рамках повышения стандартов безопасности на трассе М-05 Киев-Одесса будут ликвидированы почти все наземные переходы и левые развороты. Однако в этом году в ЕБРР смотрят на сотрудничество в "Укравтодором" стратегически, а не только в рамках конкретных проектов.

"Не менее важными являются институциональные моменты нашего сотрудничества с "Укравтодором". Это, в частности, разработка и имплементация комплексной антикоррупционной программы "Укравтодора", реформа процедуры закупок, в частности, введение процедуры сертификации закупок по международным стандартам, принятие новой стандартной тендерной документации, критериев квалификации и оценки, а также международно-признанных форм договоров на содержание и строительство дорог", - отметил Магалецкий.

"Также есть проект TAPAS, он финансируется USAID и другими донорами. Мы хотим сделать много вещей, к которым не дошли раньше: переведение всей тендерной документации в электронный формат, создание открытых реестров АБЗ и калькулятора расчета опыта подрядчика, что позволит устранить манипуляции", - добавил Кубраков.

Также на 2021 год у "Укравтодора" запланировано продолжение работы по внедрению проектов межправительственных соглашений с Турцией, Китаем, Канадой, Австрией, Швейцарией.

"Мы уже очень близки к подписанию межправительственного соглашения по углублению сотрудничества в области инфраструктуры. Подписав это соглашение, мы наберем больше возможностей для реализации соответствующих проектов. Китайские предприятия уже работают над этими проектами, имея реальные бизнес-планы", - отметил в ходе видеообращения посол Китая в Украине Фань Сяньжун.

В поисках новых источников финансирования

По расчетам "Укравтодора", к 2030 году разрыв между величиной Дорожного фонда и потребностью отрасли в финансах достигнет 400 млрд грн. По словам главы агентства Александра Кубракова, очевидной является потребность дополнительных источников финансирования. Украинские государственные банки не готовы кредитовать проекты длительностью более чем 5 лет, констатировал он.

"Мы понимаем, что более "длинные" кредиты - это не в Украине, и нас в этом поддерживает и Нацбанк, и Минфин. Поэтому одним из инструментов финансирования строительства дорог станут облигации внутреннего государственного займа", - отметил Кубраков.

Он сообщил, что сегодня "Укравтодор" совместно с Министерством финансов и Национальным банком работают над созданием в структуре агентства специального акционерного общества - государственного фонда, который будет заниматься привлечением долгосрочного финансирования. В уставной капитал фонда государство инвестирует часть средств в виде облигаций внутреннего государственного займа. В свою очередь, данное финансовое учреждение сможет формировать уставный капитал путем выпуска инфраструктурных облигаций, создавать совместные предприятия и привлекать институциональных инвесторов.

photo_2021-02-22_13-39-43

"Подобные фонды работают в большинстве развитых стран мира - бюро Build America, фонд Infrastructure Canada, Macquarie Korea Infrastructure Fund, польский Фонд развития и тому подобное. Они обеспечивают более прозрачное и эффективное управление инвестиционными проектам страны. Фонд "Большого строительства" в Украине позволит привлекать долгосрочное финансирование как на внутренних, так и на внешних рынках", - отметил Кирилл Тимошенко, заместитель главы Офиса президента.

По мнению инвесторов, сейчас - самое лучшее время для выпуская ОВГЗ.

"Что касается заемного капитала, то сегодня конъюнктура на рынке для Украины очень позитивная: основные центробанки мира смягчили свои требования, на рынке много денег и частные инвесторы готовы покупать облигации, выпускаемые украинским правительством или украинскими госкомпаниями. Проценты там чуть выше, чем у ЕБРР или ЕИБ, но они сейчас самые низкие за последние 10 лет", - отметил гендиректор инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала.

Дополнительным источником финансирования ремонта и содержания дорог может стать практика платного проезда по некоторым дорогам для транзитного грузового транспорта.

Снимок экрана 2021-02-25 в 13.43.12

"Мы в этом году серьезно подходим к введению толлинга. Это сложная тема. Многие считают, что они уже платят налог в виде акциза на топливо, и этого должно быть достаточно. Но, как показывает практика, - недостаточно. Толлинг введен едва ли не во всех странах вокруг Украины, и не только в ЕС", - отметил Кубраков.

Пока украинский бизнес скептически настроен в отношении этой идеи, отмечает он.

"Как бы там ни было, мы будем вводить толлинга в этом году. Мы работаем над этим с ЕБРР, IFC, с ASFINAG (австрийский аналог "Укравтодора" - ЦТС). Мы выйдем на модель, которая устроит и транзитеров из Европейского Союза, и украинских перевозчиков. Баланс будет найден", - заявил Кубраков.

Параллельно в данный момент "Укравтодор" совместно с IFC и ЕБРР готовят проекты 6 концессионных дорог, а точнее - отдельных участков дорог общей протяжность 1400 км. По трем из них до конца года агентство надеется провести торги. Роль международных финансовых организаций в этих проектах, по словам, Кубракова, будет в том, что они "разделят риски" с потенциальными инвесторами. Срок действия проектов будет составлять 15-20 лет.

Пока же украинский бизнес скептически настроен в отношении этой идеи.

"Как бы там ни было, мы будем вводить практику толлинга дорог в этом году. Мы работаем над этим с ЕБРР, IFC, с Asfinag (австрийский аналог "Укравтодора". - ЦТС). Мы выйдем на модель, которая устроит и транзитеров из Европейского Союза, и украинских перевозчиков. Баланс будет найден", - заявил Кубраков.

Что говорят подрядчики?

По словам Александра Добони, заместителя координатора Onur Group Ukraine, у компании очень большие ожидания от 2021 года.

"Если раньше у нас были сомнения, будет ли профинансировано дорожное строительство в той мере, в которой обещано, то в прошлом году компания удвоила объемы выполнения работ в Украине и в 2021 году ожидает результата не хуже. Судя по нашим объектам (Запорожский мост и бетонная дорога Н-31), перспективы на этот год очень хорошие", - прокомментировал ситуацию представитель турецкого подрядчика.

То, что темпы работ, как минимум, не будут сбавляться, анонсируют и в компании "Автомагистраль-Юг". По словам ее гендиректора Николая Тимофеева, украинские проекты компания сегодня рассматривает как фундамент для создания своего международного бренда.

"Миллиардные инвестиции, которые государство вкладывает в программу "Большое строительство", будут оправданы, только если жизненный цикл дорог будет длительным. Наша мотивация простая - мы выстраиваем репутацию нашей компании на много лет", - заявил он.

Представитель еще одного крупного подрядчика, группы компаний "Автострада", рассказал о том, что, согласно исследованиям, которые они заказывали в странах Европы и США, оптимальным количеством крупных игроков на рынке является около 5 компаний. В Украине, учитывая объемы работ и экономическую ситуацию, количество подрядчиков должно быть больше. "Но правильно было бы установить по определенным критическим объектам инфраструктуры экспериментальные правила для конкретного перечня участников рынка. Для государства это было бы гарантией, что она получит объект в срок и качественно", - отметил Дмитрий Троекуров, заместитель гендиректора группы компаний.

Позитивные тенденции в дорожном строительстве отметил и совладелец дорожно-строительной компании группы RDS Юрий Шумахер.

"Дорожники впервые увидели комплексный план дорожного строительства с 2020 по 2023 год и смогли составлять свои инвестиционные планы", - констатировал он. Приоритетом сотрудничества бизнеса и государства на будущий год он назвал приближение законодательной базы к реалиям дорожного строительства, чтобы избежать ситуаций с удорожанием проектов и увеличением сроков строительства после разработки проектной документации по результатам тендеров.

Читайте также Километры планов: Что ждет дорожную отрасль в 2021 году