2020 год в Украине в сфере инфраструктуры прошел под знаком дорожного строительства - рекордное финансирование, наращивание темпов ремонта дорог, расширение пула подрядчиков, новая методология их отбора, а также новые комплексы WiM и международный технический надзор за строительством дорог. И хотя итоги дорожного сезона еще не подведены, в "Укравтодоре" говорят, что, при наличии финансирования, в следующем году смогут сделать еще больше. Сколько километров дорог хотят отремонтировать и какие новые проекты ждут отрасль в 2021 году? 

Километры

В следующем году в планах "Укравтодора" отремонтировать и построить 6800 км дорог, а также 150 искусственных сооружений на дорогах государственного значения. "Мы видим темпы этого года и понимаем, что это возможно при условии, что мы вовремя начнем и вовремя сможем это профинансировать", - отмечает глава "Укравтодора" Александр Кубраков. Кроме того, в 2021 году планируется начать строительство Киевской обходной дороги ориентировочной стоимостью 85 млрд грн и строительство Кременчугского моста ориентировочной стоимостью 12,5 млрд грн.

Также планируется продолжение программы обновления приграничной инфраструктуры, рассчитанной на 2020-2021 гг. Всего в приграничных областях хотят обновить 600 км дорог. Общий бюджет - 12,6 млрд грн.

06e8fb71ac30e8ba0af72df2acad5578  

Тонны

В "Укравтодоре" говорят, что дорожное и мостовое строительство - очень материалоемкое, и именно затраты на материалы имеют львиную долю расходов. По подсчетам ГП ГосдорНИИ в 2021 году смежные отрасли должны обеспечить поставки: 1,8 млн т битума, 22,9 млн кубов щебня, 2,1 млн т минерального порошка, 18,2 млн кубов песка, 1,5 млн т цемента, 40,5 тыс. т арматурной стали, труб и металлических профилей, 1 млн т шлаков. "Использование шлаков в строительстве дорог, рост объемов заказов для металлургов и рабочих мест - все это в комплексе положительно влияет на экономику в период коронакризиса, который переживает весь мир. Экономический эффект колеблется в пределах 1,8 и 5,9 грн прибыли на 1 грн инвестиций в дорожное строительство", - отмечают в госкомпании. 

Бетонные дороги 

"Укравтодор" планирует системно увеличивать количество дорог, которые будут строиться с покрытием из цементобетона. Для реализации этой цели ГП ГосдорНИИ разработало проект Государственной целевой экономической программы строительства автомобильных дорог из бетона на 2021-2025 гг. 

Уже сейчас на завершающей стадии уже находятся проекты дорог Николаев-Кропивницкий и Днепр-Решетиловка. В планах на ближайшее время - 2900 км дорог из цементобетона. Акцент будет сделан на дорогах в южных областях и промышленных регионах, где доля грузового транспорта больше. Среди приоритетных проектов: Харьков-Перещепино (180 км), Одесса - Новый-Буг (135 км), Борисполь-Мариуполь (95 км в пределах Днепропетровской области). Бюджет программы составит 35 млрд грн. 

Реализация программы в пятилетней перспективе позволит увеличить долю бетонных дорог в стране с текущих 1,4% до 5%. В перспективе до 2040 года планируется, что из цементобетона будут построены 30% дорог. 

123904715_1706302102874711_5870523694157007291_o  

Комплексы WiM   

Дороги важно не только ремонтировать, но и сохранять. Принято считать, что наибольшее разрушительное действие на них оказывает перегруженный грузовой автотранспорт. Основным инструментом по обеспечению автоматизации процесса габаритно-весового контроля должно стать полноценное внедрение системы взвешивания автотранспорта в движении - Weigh-in-Motion или сокращенно WiM. Сейчас площадки WiM только собирают данные, которые передаются напрямую "Укртрансбезпеке". Служба не использует эти данные и не способна эффективно решать проблему перегруза на дорогах. Решением этой проблемы в "Укравтодоре" видят передачу функции контроля за перегрузом и взимание штрафов Национальной полиции. В таком случае за "Укравтодором" останется задача установки и обслуживания площадок WiM. 

На 2021 год в ведомстве планируют масштабирование площадок взвешивания в движении: в каждой области должно появиться 3 объекта. Всего в планах - 60 площадок общей стоимостью 1,4 млрд грн. 

124518978_1028266100980676_7215812219171442135_o  

Технадзор

В 2021 году "Укравтодор" также продолжит реформу контроля качества дорожных работ. Сейчас функцию контроля за дорожными проектами и их качеством фактически выполняет сам заказчик - большинство проектов получает ГП "Дорякисть», которая входит в структуру "Укравтодора". Такая ситуация требует изменений, направленных на демонополизацию рынка и переход к полноценной системе мониторинга, в том числе и публичного контроля. И если в 2020 году независимый контроль был привлечен на 1400 км дорог, то в планах на 2021 год - привлечь технадзор на строительстве 2500 км дорог. Крупнейшими объектами станут: Н-31 Днепр-Решетиловка, возведение Кременчугского моста, а также строительство Киевской обходной дороги и дороги в Одесский порт. 

124074029_1706302056208049_9047185332095195478_o

Законодательство

Основные изменения в законодательном поле, запланированные "Укравтодором" на 2021 год, будут касаться нового подхода в ценообразовании (законопроект №2234). 

Уже не раз отмечалось, что те нормативы, которыми руководствуется до сих пор "Укравтодор" в части ценообразования, были разработаны еще при Советском Союзе, и сейчас в госкомпании хотят сделать подход более современным. Поэтому, ключевым фактором станет предложение подрядчиком самой низкой цены, а не количество людей и техники, которые у него есть. 

Кроме того, Государственное агентство автомобильных дорог совместно с Министерством инфраструктуры Украины взяли на себя обязательства наработать нормативно-правовую базу для реализации пилотных проектов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. 

124047794_1706302106208044_309278345998058518_o  

Деньги

"Укравтодор" видит новый источник финансирования дорожной отрасли в государственно-частном партнерстве. Поэтому совместно с Министерством инфраструктуры и Всемирным банком была разработана модель привлечения инвесторов и выбраны первые участки дорог. Суть модели в том, что государство привлекает частные инвестиции в строительство, а инвестор реализует проект за свои деньги и после сдачи дороги в эксплуатацию получает платежи от государства. Проекты будут предусматривать содержание дорог частным инвестором в течение 20-25 лет. 

Первые конкурсы планируют объявить осенью 2021 года. Общая протяженность участков дорог - 1398 км. Общий объем инвестиций - около 1,5-2 млн долл. Это будут "браунфилд проекты" (то есть уже существующие дороги), но небольшая часть также будет подразумевать строительство новых дорог.

Читайте также Первые дороги в Украине с частным капиталом: Как это будет?