Хозяйственные споры между группой компаний "АИС" и ее кредиторами перешли в громкое публичное противостояние. В автохолдинге заявили, что на них оказывают давление, дабы захватить активы силовым методом. Роль рейдера в этом противостоянии автокомпания отвела основателю группы DCH Александру Ярославскому. "Бизнес структура Александра Ярославского DCH проводит рейдерскую атаку с целью получения контроля над крупнейшим национальным автомобильным холдингом – группой компаний "АИС". За последние несколько дней на Группу компаний "АИС", ее акционеров и членов их семей оказывается давление с целью получения незаконного контроля над собственностью компаний со стороны неизвестных лиц. Используются различные схемы по блокированию работы компаний, как на территории Украины, так и за ее пределами. Поводом для нападения выбраны незаконченные переговоры с кредиторами", – говорится в пресс-релизе АИС.

К тому же, компания обрела союзника в лице ВААИД (Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров), которая заявила, что будет поддерживать АИС в "защите своих законных интересов и прав от посягательств рейдеров".

Чего хочет DCH Ответ Ярославского не заставил себя долго ждать. DCH тут же назвала заявление АИС клеветой и пообещала обратиться в суд для защиты о защите чести и достоинства. А разговоры о рейдерских атаках в группе расценивают как попытку недобросовестных заемщиков избежать ответственности перед кредиторами.

"Инициаторы данной информационной акции умышленно пытаются ввести  общественность в заблуждение, чтобы избежать ответственности перед кредиторами (в частности, в лице АО "УкрСиббанк") и правоохранительными органами по уплате взятых и невозвращенных в срок займов. Группа DCH располагает достоверными сведениями, подтверждающими этот факт, поскольку, как сложилось исторически, принимает участие в работе с долговыми обязательствами недобросовестных заемщиков перед АО "УкрСиббанк" по инициативе руководства данного банка", – сказано в сообщении DCH.

Подробностей ни одна из сторон не сообщает, однако при этом в АИС признают факт задолженности перед финансовыми учреждениями. В частности, по данным автохолдинга, кризис 2008-2009 годов обернулся для него падением объема продаж более чем на 70%. Ситуацию также усугубляло обесценивание национальной валюты и множество других проблем. В результате привлеченные ранее кредиты не были погашены в срок.

Это привело к скандальным разбирательствам с некоторыми банками. Однако, утверждают в АИС, с большинством кредиторов группе удалось достичь договоренности об отсрочке платежей. "Достигнуты договоренности по реструктуризации долгов с целым рядом иностранных и украинских банков – Альфа-Банк, Swedbank, Райффайзен Банк Аваль, Мегабанк, Кредит Европа Банк", – сказано в пресс-релизе. В то же время, с 2009 по 2013 год, доля компании на автомобильном рынке выросла с 7% до 12,5%, годовой товарооборот вырос с 250 млн дол. до 580 млн дол.

Война с кредиторами Кредитные войны АИС ведет с 2009 года, и тот же Альфа-Банк, с которым, по словам АИС, удалось договориться, в результате разбирательств получил в рамках принудительного взыскания по долгам Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ) в собственность два земельных участка в Алуште (АРК) общей площадью 16,9 га. Банк открыл КрАСЗ в 2008 году кредитную линию в размере $30 млн, поручителями по обязательствам выступали члены семьи соучредителя АИС Дмитрия Святаша. Но, по информации финучреждения, ни одной выплаты по кредиту он так и не дождался.

C 2009 по 2013 год, доля АИС на автомобильном рынке выросла с 7% до 12,5%, годовой товарооборот вырос с 250 млн дол. до 580 млн дол.

В 2012 году конфликт между кредиторами и заемщиками дошел до премьер-министра Николая Азарова, который получил от Альфа-Банка, ВТБ Банка и УкрСиббанк письмо. В нем говорилось, что автохолдинг задолжал им свыше 250 млн долларов, взыскать которые без помощи главы правительства им не удастся.

А в сентябре текущего года Хозяйственный суд Киева наложил арест на имущество ряд активов АИС - ООО "Укрбизнес ЛТД" и ООО "Легалпейс", которым принадлежит около 20 объектов недвижимости - автосалонов и нежилых помещений, расположенных в Киеве, Донецке, Харькове, Житомире, Луганске, Черкассах, Чернигове и Ровно.

Словом, отношения с банками у АИС складывались не лучшим образом. И не исключено, что сегодня поводом для обострения конфликта послужило определение Хозяйственного суда Харьковской области от 21 октября. У этого документа довольно любопытная предыстория. С 2011 года УкрСиббанк пытается взыскать со структур АИС задолженность в размере 672,76 млн грн, выданных в рамках мультивалютной кредитной линии. Однако в конце июля 2012 года процесс был приостановлен до рассмотрения дела о банкротстве одной из структур АИС – ООО "Авто-Холдинг".

Но, сделав соответствующие запросы в 2013 году, суд решил, что дальнейших оснований для приостановки производства по делу о взыскании задолженности больше нет. "Таким образом, производство по делу подлежит возобновлению и назначению к рассмотрению в судебном заседании", - сказано в определении. Возможно, именно это решение и побудило банк перейти в наступление, а автохолдинг – занять оборонительную позицию. Любопытно, чем закончится новый виток противостояния между кредитором и заемщиком.

Справка

Группа компаний "АИС" - оператор автомобильных услуг - была основана двумя харьковскими бизнесменами – Василием Поляковым и Дмитрием Святашем в 1992 году. Сегодня АИС занимает более 10% автобильного рынка. В группу входят 37 автоцентров, включая 55 автосалон и 35 СТО. Торговая сеть по продаже запасных частей АИС-Автозапчасти, включающая в себя 31 магазин и 50 представительств.       

АИС реализовывает на рынке 400 моделей автомобилей 18 брендов: AUDI, Citroen, Renault, SsangYong, Geely, MG, Cadillac, Chevrolet, Chevrolet Niva, Hyundai, GAZ и др.

По итогам января-октября входящий в группу Кременчугский автосборочный завод увеличил объемы сборки автомобилей в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года - до 5,684 тыс. ед.