После затяжной подготовительной работы украинские железные дороги решили выйти на рынок еврооблигаций. По данным агентства Bloomberg, перевозчик выпустит пятилетние долларовые бумаги с доходностью около 9%. Сумма, которую планируется привлечь, не озвучивается. "Изначально "Укрзализниця" планировала привлечь 750 млн-1 млрд долларов. Но может оказаться, что низкий ориентир доходности приведет к снижению этого объема", – сказал Центру транспортных стратегий специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

В сообщении также отмечается, что лид-менеджерами выступают Barclays, Morgan Stanley и Sberbank CIB, а книга заявок уже открыта. Условия размещения предусматривают возможность досрочной продажи (пут-опцион) за 101% от номинала при потере государством 100% контроля в компании.

Напомним, что выпуск еврооблигаций "Укрзализныця" планирует уже достаточно давно. Информация об этих намерениях начала появляться в конце 2011 года, а уже вначале 2012-го в "Вестнике государственных закупок" появились объявления о поиске организаторов размещения ценных бумаг. В частности, Донецкая железная дорога собиралась выпустить бумаги на 225 млн долларов, Южная - на 250 млн, Одесская - на 125 млн, Приднепровская - на 175 млн, а Львовская - на 75 млн. Однако выпуск откладывался в связи с неблагоприятной ситуацией на рынках капитала и размерами требуемой суммы.

Привлекать кредитные средства транспортников вынуждает потребность в инвестициях для модернизации инфраструктуры и обновления подвижного состава, поскольку собственные деньги позволяют им вкладывать только треть необходимой суммы, которая оценивается в 27 млрд грн в год. В то же время уровень износа техники достиг критических отметок, и "Укрзализныце" необходимо обновлять как вагонный, так и локомотивный парк. С этой целью в конце 2011 года Госадминистрация заключила договор на поставку 230 грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС4К и 70 машин, работающих на переменном токе, 2ЭС5К в 2012-2016 годах. Сделку стоимостью около 16 млрд грн должен был финансировать российский Внешэкономбанк.

Однако договориться с финансовым учреждением "Укрзализныця" так и не смогла, а потому решила обновлять парк с помощью лизинга. Но и на этом пути достаточно много препятствий. В частности, объем контракта будет под силу далеко не каждому лизингодателю и банку, у которого он будет привлекать средства под сделку. Следовательно, источниками финансирования могли стать только крупные государственные банки России. К тому же лизинговые схемы автоматически делали стоимость локомотивов выше, чем при покупке.

Эксперты считают выпуск еврооблигаций наиболее выгодным способом привлечения финансирования. "Выпуск облигаций - наиболее оптимальный механизм привлечения заемных средств для "Укрзализныци" на текущий момент. До этого она вела переговоры с банками, которые либо не имели возможности предоставить ей кредитные средства в нужном объеме, либо же предлагали достаточно высокие процентные ставки. Хочу также добавить, что размещение еврооблигаций – распространенный метод привлечения заемных средств, который в частности пользуется спросом и у железнодорожных компаний: РЖД, Глобалтранс, Брайнсвик рейл", – говорит аналитик Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло.

Вероятной будет ставка 9,5% вместо заявленных 9%.

Он также уверен, что за счет еврооблигаций "Укрзализныця" имеет возможность привлечь гораздо большую сумму, чем с помощью банковского кредита. Более того, по мнению эксперта, ценные бумаги являются более дешевым ресурсом по сравнению с кредитными и лизинговыми механизмами.

Специалисты полагают, что ситуация на рынке благоприятствует выходу на рынки ценных бумаг. "Ситуация на рынке продолжает оставаться благоприятной для заимствований. По-прежнему на рынках доминирует оптимизм, что повышает аппетит к риску", - говорит Сергей Фурса. Он также уверен, что более вероятной будет ставка именно 9,5% вместо заявленных 9%. "Такая ставка слишком низкая и более реалистичным видится ориентир в 9,5%", – сказал эксперт.

В свою очередь глава аналитического отдела Центра транспортных стратегий Андрей Шкляр отметил, что "Укрзализныця" является государственной структурой, а потому примерным ориентиром стоимости привлечения евробондов могут быть текущие доходности государственных банков (Ощадбанка и Укрэксимбанка - в диапазоне 9,00-9,25%), а также валютные облигации Минфина, торгующиеся с доходностью выше 7% годовых. "Таким образом, существующая премия к доходности госбондов для государственных компаний находится в диапазоне 2-2,25%, и может достичь 2,5% в случае "Укрзализныци" с учетом ее дебютного выхода на рынок", – резюмировал эксперт.