Торговля авиационными выбросами в мире снова откладывается. К такому решению пришли страны-участники Международной организации гражданской авиации (ICAO). В соответствии с этим документом нужно в течение трех лет разработать новый механизм сбора денег за загрязнение атмосферы. А вступит в силу эта система не ранее 2020 года.

Примечательно, что в ходе переговоров участники заседания отклонили предложение Европы применять собственную систему торговли выбросами до того момента, пока не вступит в силу всемирное соглашение. Напомним, с 1 января 2012 года вступили в силу изменения в законодательстве ЕС, согласно которым  около 85% объема выхлопов от так называемого предельного порога должны распределяться между компаниями бесплатно, а 15% им придется докупить на аукционе. Предельный порог, в свою очередь, составляет 97% среднегодовых выбросов в атмосферу в 2004-2006 годах.

Решение вызвало массу нареканий со стороны других государств, которые были не просто возмущены, но также законодательно запрещали своим авиакомпаниям перечислять в бюджет ЕС какие либо экологические платежи. Некоторые из них грозили ответными санкциями, так как считали подобные действия несправедливыми. Кто-то усматривал в них и политический подтекст и попытку властей региона пополнить свою опустевшую в кризисный период казну: ведь никто не озвучивал, на какие же программы пойдут полученные от экологического налога деньги. В итоге Евросоюзу пришлось отложить вступление в силу этого сбора. Правда, в сентябре текущего года ЕС снова выступил с предложением: перевозчики должны отчитываться за выбросы парниковых газов только в воздушном пространстве Европы. Но попытки не встретили одобрения.

Впрочем, сами европейцы отнеслись к этому достаточно спокойно и высказали свое одобрение в адрес всемирного предварительного соглашения. "Это прекрасный момент для всех, кто заботится о нашей планете и окружающей среде", – написал в своем твиттере вице-президент Европейской комиссии по транспорту Сиим Каллас.

Правда, отсрочка платы за выбросы в Европе вызвал недовольство со стороны экологов.  Всемирный фонд дикой природы (WWF) заявил, что внедрение системы торговли выбросами в ЕС позволило бы сократить их объемы уже сейчас, вместо того чтобы ждать до 2020 года. "Наука говорит четко и ясно: 2020 год – это слишком поздно", – подчеркнула глава инициативы WWF по глобальному климату и энергетике Саманта Смит.

На это заявление есть контраргумент: доля авиации в общемировом объеме выбросов не превышает 2%. В то же время участники ICAO признают, что в обозримом будущем этот показатель будет расти. По прогнозам организации, спрос на пассажирские авиаперевозки удвоится к 2030 году. И еще в 2009 году авиаторы договаривались сократить уровень выбросов наполовину в 2050 году по сравнению с 2005-м.

Отсутствие Единого неба Европы является тяжелым экологическим бременем, – говорит в Ассоциации европейских авиакомпаний (АЕА).

Конечно же, решение с радостью восприняли сами перевозчики. Правда, при этом они отмечают: для заботы об окружающей среде необходимо эффективное использование воздушного пространства. А вот сделать это без централизованной системы управления потоками и при разделении неба по национальным границам достаточно сложно. В связи с чем, полагают авиаторы, необходимо в срочном порядке реализовывать инициативу о Едином небе Европы.

"Рыночные механизмы по защите окружающей среды – это лишь один инструмент для смягчения влияния авиационных выбросов. Ключом к устойчивости являются технологии, и у авиационного транспорта должны быть средства для инвестирования в технологии, которые сделают путешествия с низким уровнем углекислого газа реальностью. Отрасль будет продолжать поиски ответов на вопросы, как летать эффективнее, но необходимо иметь инфраструктуру, которая бы обеспечивала потенциальную выгоду. А потому отсутствие Единого неба Европы является тяжелым экологическим бременем", – говорится в пресс-релизе Ассоциации европейских авиакомпаний (АЕА).

Словом, пока авиаторам нужно решать глобальные задачи, связанные с окружающей средой, пассажиры могут наслаждаться отсутствием в стоимости билетов платы за выбросы в атмосферу. А как скоро она появится, будет зависеть от активности крупных игроков рынка, которые не очень-то и заинтересованы в том, чтобы система заработала как можно скорее.