Введение платных квот на выбросы в атмосферу ЕС для авиации обернулось скандалом. Крупнейшие государства мира считают решение необоснованным и намерены принять соответствующие меры. Украинским перевозчикам из-за отсутствия четкой позиции правительства придется платить за загрязнение воздуха дважды. Сколько, станет понятно в марте-апреле.

ЕС подсчитает Решение Европейского Союза подключить авиацию к схеме торговли выбросами вызвало волну недовольства и возмущений во многих государствах. Напомним, что до 1 января 2012 года действие соответствующей директивы ЕС касалось таких секторов, как топливно-энергетический комплекс, черная металлургия, производство цемента, кирпича, стекла и керамики, а также целлюлозно-добывающей промышленности. Теперь же механизм распространяется и на воздушных перевозчиков. Согласно изменениям в нормативный акт, около 85% объема выхлопов от так называемого предельного порога будут распределяться между компаниями бесплатно, а 15% им придется докупить на аукционе. Предельный порог, в свою очередь, будет составлять 97% среднегодовых выбросов в атмосферу в 2004-2006 годах.

ЕС рассчитывает собирать с перевозчиков более 3 млрд евро в год

После этого происходит распределение бесплатных эмиссионных квот пропорционально объемам полетов перевозчиков в аэропорты Евросоюза и из них в 2010 году. Показатель для отдельно взятой авиакомпании рассчитывается администрирующим государством - страной, в которую она выполнила наибольшее количество рейсов в 2004-2006 годах. Например, для украинского "АэроСвита" это Греция, а для "Международных авиалиний Украины" (МАУ) - Австрия. Позже, в 2013-2020 годах, уровень предельного порога будет снижен с 97% до 95%.

Против решения европейских властей выступил Китай, наотрез отказавшись сотрудничать с ними в вопросе эмиссии парниковых газов. Новшества не нашли поддержки и властей США, которые также критиковали систему торговли квотами в авиации. А правительство России даже пообещало законодательно запретить перевозчикам страны  платить Евросоюзу за избыточные выбросы либо ввести ответные меры для зарубежных самолетов.

Не исключено, что такая позиция продиктована желанием упомянутых государств создать собственные системы экологических сборов и контроля над выхлопами. Причем  США уже занимались этим вопросом на законодательном уровне, а китайцы говорили о намерениях на различных конференциях. Ведь формирование аналогичного механизма внутри государства позволит перенаправить платежи за избыточные выбросы из европейского бюджета в собственный. Тем более ЕС не дает четкого ответа на вопрос: а куда же собственно пойдут собранные с авиакомпаний деньги, сумма которых превысит 3 млрд евро в год? Пока что власти региона не заявляли о каких-либо программах по разработке экологически чистых двигателей либо улучшению аэродинамических свойств техники. На что направят выручку от торговли квотами в условиях кризиса Еврозоны, можно лишь догадываться… Вряд ли кто-то удивится, если таким образом власти ЕС рассчитывают помочь кому-нибудь из оказавшихся в особо тяжелом положении собратьев, например, Греции.

Наконец, следует отметить, что доля авиационных выбросов в общем объеме загрязнения атмосферы не так уж и велика. По данным Международного энергетического агентства, в 2009 году этот показатель составил лишь 1,4%. А потому не исключено, что защита окружающей среды - лишь формальный повод для введения квот, а сам вопрос носит скорее политический характер.

Украинские расклады Ситуация в нашей стране может обернуться для авиакомпаний двойными платежами за выхлопы - в европейский и украинский бюджеты. Дело в том, что статья 244 Налогового кодекса предусматривает взимание платы за использование авиакеросина в размере 58 грн. за тонну. "Согласно Налоговому кодексу Украины, налоговыми агентами по уплате экологического налога являются компании, которые ввозят или продают на таможенной территории Украины авиационное топливо. Таким образом, экологический налог уже заложен в стоимости авиационного топлива, которым заправляются воздушные суда как украинских эксплуатантов, так и иностранных. Тем более что плательщиками экологического налога определены все без исключения лица, осуществляющие выбросы из передвижных источников загрязнения атмосферы и использующие при этом топливо", - рассказал Центру транспортных стратегий советник Международной юридической группы AstapovLawyers Сергей Здоровец.

При наличии такого рода "собственной системы" Украина могла бы провести успешные переговоры с Европой и освободить перевозчиков от двойного обложения за выбросы в атмосферу. "Авиакомпаниям, которые выполняют международные рейсы, следует побороться за отмену украинского экологического налога при заправках таких рейсов. Заправка воздушного судна, которое вылетает за пределы таможенной территории Украины, относится к экспортной операции. В рамках Налогового кодекса Украины, объемы топлива, вывезенного с таможенной территории Украины в режимах экспорта или реэкспорта, не являются объектом налогообложения", - отмечает Здоровец.

И авиационные власти нашей страны предприняли попытку освободить перевозчиков от лишней финансовой нагрузки, но не в Украине, а в ЕС, показав, что экологический налог уже взимается. В ответ европейцы резонно попросили показать им, сколько же поступает в украинский бюджет по этой статье. Однако Государственная налоговая служба предпочла скрыть данную информацию. Хотя несложно подсчитать, что, если при ставке 58 грн за тонну в баки самолетов заправляется около 400 тыс. тонн в год, то в казну поступает примерно 23,2 млн грн в год.

И в результате, так и не выработав собственной позиции по вопросу выбросов, Украина оставляет транспортников с двойными платежами. Пока что перевозчики не могут сказать, как отразятся нововведения на стоимости билетов. Объемы затрат на покупку квот можно будет достоверно назвать лишь после распределения между авиакомпаниями бесплатных квот на выбросы парниковых газов. Согласно директиве ЕС, эта процедура должна быть завершена до 28 февраля 2012 года. К этому времени бесплатные эмиссионные квоты должны быть начислены на специальные счета, открытые каждой авиакомпанией. "После этого мы сможем рассчитать квоту, подлежащую приобретению, исходя из программы полетов в страны ЕС в текущем году. Станут понятны объемы дополнительных расходов авиакомпании с учетом текущей цены за тонну СО2 на европейском рынке. Затем в течение марта-апреля авиакомпании должны будут докупить недостающие квоты на весь 2012 год", - сообщил Центру транспортных стратегий помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый.

При этом перевозчики не одобряют систему и говорят о необходимости пересмотреть подход к экологическим платежам. "Несогласие с системой торговли выбросами высказывают многие страны. В том числе и на уровне принятия национальных законодательных либо подзаконных актов. Мы поддерживаем позицию этих стран и международных авиационных организаций о необходимости не регионального, а консолидированного международного сотрудничества в вопросах участия авиации в снижения выбросов СО2 исключительно через Международную организацию гражданской авиации (ICAO). Однако пока нам неизвестно о наличии у какой-либо из неевропейских стран конкретного механизма отказа от выполнения директивы ЕС. Нет его и у Украины", - отмечает Куцый.

"Мы считаем нелогичным платить Евросоюзу за выбросы. Для нас очень важно, чтобы эти деньги поступали именно в бюджет Украины. В документе есть пункт, согласно которому авиакомпания-резидент, отчисляющая адекватные платежам в ЕС экологические налоги или сборы на территории своего государства, не обязана платить за выбросы Евросоюзу. Если Европа будет требовать от нас платы за квоты, то в наших расходах появится дополнительная статья, которая ляжет на плечи пассажира, вылетающего в или из Европы", - сообщила Центру транспортных стратегий пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

Однако пока Украина не сформировала четкой позиции в вопросе системы торговли выбросами, отечественным перевозчикам, похоже, придется увеличить свои расходы, заложив в них дополнительные платежи за выбросы в атмосферу. Как это отразится на стоимости билетов, станет понятно после распределения бесплатных квот весной.