Рост миграции и посредственный экономический рост в ЕС сократил политическую поддержку Шенгенского соглашения, которое отменило пограничный контроль на границах государств-членов этого объединения. Теперь Шенгенское соглашение, вероятно, будет реформировано таким образом, чтобы государства могли, при необходимости, активизировать проверки на своих границах;
Когда Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали в 1985 Шенгенское соглашения, они предполагали, что это будет система, которая позволит свободное передвижение людей и товаров в Европе без барьеров. Это было в основном достигнуто: так как в 1995 году был отменен пограничный контроль государств-членов и создана общая визовая политика для 26 стран.
Читайте также Топ-5 транспортных проектов Евросоюза
Шенгенское соглашение было ключевым шагом к созданию федерализированой Европы. Через ликвидации пограничного контроля, государства-члены приняли решение приостановить один из основных атрибутов своего суверенитета. Это требовало определенной степени доверия между странами.
Шенгенское соглашение вступило в силу, когда закончилась холодная война, в период прочного экономического процветания, и европейские лидеры были полны решимости сдать суверенитет во многих чувствительных областях. Создание Еврозоны, вероятно, было наиболее ярким достижением этого периода. Тем не менее, с тех пор многое изменилось - сегодня многие страны ЕС ставят под сомнение решения, принятые в тот оптимистический период.
Самое важное изменение за последние шесть лет спровоцировал европейский финансовый кризис. Побочный эффект от этого - растущая популярность националистических партий. В дополнение к этому значительно выросло число беженцев.
Это не первый раз, когда Шенгенское соглашение оспаривается, но на этот раз после сочетания растущего числа иммигрантов, роста поддержки националистических партий и экономических проблем многие жители континента уже не просто сомневаются в целесообразности "Шенгена", а выступают против.
Северные европейские страны остро критиковали средиземноморские из-за отсутствия эффективного контроля на внешних границах ЕС. В последние месяцы французские и австрийские власти угрожали закрыть свои границы с Италией. В самом деле, Франция выполнила свою угрозу и в конце июня, на короткий период закрыла пограничные переходы.
С другой стороны, южные европейские страны критиковали север требуя большей солидарности. Италия и Греция неоднократно просили больше ресурсов, чтобы патрулировать Средиземное море и установить иммиграционные квоты для стран Содружества. В свою очередь, страны Центральной и Восточной Европы, которые считают, что иммигранты должны быть приняты на добровольной основе, отвергают идею иммиграционных квот.
Миграционный кризис принес еще большие трения между странами Шенгенского соглашения и странами, которые его не ратифицировали. Последнее обсуждение между Францией и Великобританией (которая не является членом Шенгенской зоны) по вопросу иммигрантов, пытающихся пересечь Ла-Манш, пожалуй, самый яркий пример этого напряжения. Приток мигрантов также привел к тому, что Венгрия начала строительство стены на границе с Сербией.
Европейский Союз должен сегодня справиться с двумя проблемами. Во-первых, нужно разработать новую миграционную политику. В период с сентября по декабрь, лидеры ЕС провели ряд встреч, направленных на реформирование этой политики. Германия, страна, которая еще несколько месяцев назад весьма неохотно относилась к изменениям Дублинского соглашения (по которому заявление о предоставлении убежища должно рассматриваться в первой стране, где иммигрант входит в Шенгенскую зону), в настоящее время готова к реформам. Берлин ожидает в этом году около 800 тыс. беженцев, в то же время растет число столкновений в центрах для беженцев.
Предложения включают в себя, среди прочего, создание общего списка стран, которые считаются безопасными. Это означает, что граждане этих стран не смогут ходатайствовать о предоставлении убежища в Европейском Союзе. Этот список будет включать в основном балканские страны, такие как Албания и Македония.
Во-вторых, Германия будет выделять больше ресурсов для поддержки центров иммигрантов в Греции и Италии, чтобы упростить процедуры идентификации и просьбы политического убежища. Берлин также хочет пропорционального распределения мигрантов среди стран ЕС.
Каждое из этих предложений является весьма спорным. Депортация также остается проблематичной, так как большинство из средиземноморских стран не имеют достаточных людских и финансовых ресурсов, чтобы отправить обратно иммигрантов. Кроме того, в странах Средиземноморья, не готовы приняться за строительство крупных центров для мигрантов на своей территории без четкой системы распределения их по Европейскому Союзу.
Смотрите фотогалерею Переселение народов: транспортная инфраструктура ЕС впервые не выдержала наплыва мигрантов
Вторая проблема Европейского Союза - это будущее Шенгенского соглашения. Многие страны уже выразили обеспокоенность тем, что многие мигранты, приезжающие в Европу, могут быть террористами. Последние примеры, такие как теракт на поезде Амстердам-Париж, иллюстрируют масштаб проблем, связанных с отсутствием контроля на границах.
И, наконец, рост популярности националистических партий в Европе также создает серьезную угрозу для Шенгенского соглашения. В Финляндии, одна из националистических партий сегодня уже является членом коалиционного правительства. Евроскептики и анти-иммигрантское партии играют также важную роль в таких странах, как Дания, Швеция и Венгрия. Во Франции, опросы общественного мнения показывают, что кандидат евроскептик от Национального фронта (Марин Ле Пен) получает сильную поддержку во втором туре президентских выборов в 2017 году.
Будущее Шенгенской зоны Европейский союз, вероятно, не будет отменять Шенгенское соглашение - по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Несмотря на критику, благодаря Шенгенской зоне удалось сократить время и стоимость перевозки грузов в Европе - грузовикам не приходится стоять в многокилометровых заторах на многочисленных границах. Отсутствие границ также стимулирует передвижение туристов. Наконец, Шенгенское соглашение позволяет странам меньше тратиться на патрулирование своей границы.
Шенгенское соглашение, вероятно, будет реформировано до конца этого десятилетия так, чтобы при необходимости можно было провести проверки на границах. Первый шаг в этом направлении был сделан в 2013 году, когда Шенгенские страны согласились с тем, что бы пограничный контроль мог быть временно развернут при чрезвычайной ситуации, или угрозе для национальной безопасности. Но такая реформа была ограничена - пограничный контроль может проводиться только в течение 10 дней и только после предварительной консультации с Европейской комиссией. Кроме того, последняя утверждает, что иммиграцию не следует рассматривать как угрозу такой безопасности.
В ближайшие годы северные страны Союза будут добиваться приостановления или даже исключения из Шенгена тех стран, которые не справляются с эффективным пограничным контролем. Новые государства-члены ЕС, такие как Румыния и Болгария будут иметь проблемы, чтобы стать частью Шенгенской зоны (а они уже почти десять лет ожидают своего членства в Шенгенской зоне).
Государства Шенгенского договора будут самостоятельно вводить полицейский контроль вокзалов и аэропортов. Некоторые страны сегодня уже делают это и такая практика будет становится все более популярной. Под давлением со стороны консервативных сил, многие страны ЕС ужесточат иммиграционное законодательство и доступ к социальным льготам для иммигрантов.
Stratfor. "Europe Rethinks the Schengen Agreement"
Перевод портала ЦТС
Читайте также Судоходство ЕС: почему в Евросоюзе морские перевозки проигрывают автомобильным