Еврокомиссия утвердила инвестиционный план поддержки 276 транспортных проектов на рекордные 13,1 млрд евро. Проекты отобраны в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF). Утвержденный план разблокирует софинансирование от общественного и частного секторов на сумму 28,8 млрд евро.

"Вместе с будущим Европейским фондом стратегических инвестиций (EFSI), программа CEF будет играть значительную роль в устранении инвестиционного разрыва в Европе, что является одним из главных приоритетов Еврокомиссии", - говорится в пресс-релизе. Как заявила еврокомиссар по транспорту Виолета Булк, развитие транс-европейской транспортной сети может создать до 10 млн рабочих мест и увеличить ВВП Евросоюза на 1,8% к 2030 году.

Читайте также Европа идет на стройку: где пройдут новые транспортные коридоры за четверть триллиона евро

Среди ключевых проектов, которые будут поддержаны в рамках утвержденного плана, называются железная дорога Rail Baltica, тоннель Brenner Base, водный путь Сена-Шельда, мост Caland и Fehmarn Belt Fixed Link. Менее масштабные инициативы включают в себя приграничные проекты между городами Гронинген (Нидерланды) и Бремен (Германия), Iron Rhine rail line, создание сети LNG-терминалов, проекты улучшения условий судоходства на Дунае и другие.

Программа CEF была запущена в сентябре 2014 года. Заявки на финансирование были поданы на около 700 проектов стоимостью 36 млрд евро. Среди них Еврокомиссия отобрала такие, которые создают наибольшую добавочную стоимость, более-менее равномерно распределены географически и задействуют различные виды транспорта. Евросоюз может покрывать из своих фондов от 20% до 85% стоимости проекта. Перечень проектов будет представлен на утверждение специального комитета Еврокомиссии 10 июля, после чего будут подписываться соглашения о выделении грантов. 

300px-RailBaltica Rail Baltica

Цель: возобновление связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью, что позволит увеличить скорость движения поездов, рост пассажиро- и грузопотоков и прибылей.

Суть: Rail Baltica — проект железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу. Колея соединит Таллинн, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. В перспективе возможно продолжение маршрута до Венеции. Кроме того, планируется строительство подводного железнодорожного тоннеля либо паромной переправы между Таллинном и Хельсинки.

Европарламент и Европейский совет определили Rail Baltica частью панъевропейского коридора № 1, который включает также автодорожную часть (Via Baltica) и ответвление А на Калининград (Via Hanseatica). На 2015 г. строительство дороги почти закончено до Каунаса. Планируется открытие ветки до Каунаса примерно в начале осени 2015.

Проект «Rail Baltica - 2» сейчас разрабатывается. Предусмотрена прокладка к 2024-2030 гг. скоростной европейской колеи напрямую (а не по старой широкой колее) от северной Италии до Таллинна.

Читайте также Путь в Европу: почему жд проект Rail Baltica встревожил Россию

Fehmarn Belt Fixed Link

Цель: соединить острова Фемарн в Германии и Лолланн в Дании. 

Суть: сооружение смешанного железнодорожно-автомобильного туннеля длиной 17,6 км. Он будет в пять раз длиннее туннеля Эресунн между Копенгагеном и Мальме и в три раза длиннее тоннеля в Сан-Франциско, который в настоящее время является самым длинным подводным туннелем в мире.

Тоннель будет не только длинным, но и одним из самых безопасных и самых передовых в своем роде. Он будет безопаснее, чем автомагистрали или рельсы на земле: не будет встречного движения, не будет нарушений из-за плохой погоды или темноты.

Проект обеспечит прямую связь по железной дороге и шоссе от северной Германии до датского острова Зеландия и Копенгагена.

Фемарн уже связан мостом с материковой Германией, а Лолланн уже соединен тоннелем и мостом с Зеландией. Кроме того, Зеландия уже связана с берегом Швеции через мост Эресунн.

Проект ориентировочно предполагалось завершить в 2018 году. Но в 2012 году дата перенесена на 2021-й. Проект финансируется ЕС, Германией и Швецией.

Fehmarnbelt Fixed Link2

Тоннель Brenner Base 

Цель: улучшить железнодорожное сообщение между Северным и Южным Тиролем. 

Суть: Тоннель Brenner Base - прямой плоский железнодорожный 55-километровый тоннель между Австрией и Италией, который пройдет под перевалом Бреннер.

Тоннель – важная часть коридора из Хельсинки в Ла-Валлетту (Мальта) и маршрута Берлин-Палермо. ББТ подразумевается, прежде всего, для грузового транспорта, хотя пассажирские поезда также смогут проходить через туннель. Практически горизонтальная конструкция позволит избежать торможения транспорта на спусках и подъемах. В настоящее время, скорость в регионе Бреннер едва превышает 70 км/ч из-за крутизны колей на довольно большой высоте. Тоннель будет вторым по длине в мире (после Gotthard Base Tunnel). Проект планируется завершить в 2025 году. В результате, время в пути от Инсбрука в Больцано будет снижено с 2 часов до 50 минут.

Brenner Base3

Мост Caland 

Цель: найти решение по замене Каландского моста (муниципалитет Роттердам).

Суть: Каландский мост является стальным вертикальным подъемным мостом, построенным в 1969 году. Теперь он больше не подходит для выполнения своей цели. Мост представляет собой будущее узкое место для перевозок по железной дороге, воде и автодороге. В 2020 году Каландскому мосту будет 50 лет, что означает конец технической службы. В сочетании с увеличением железнодорожных, водных и автомобильных перевозок, это означает, что конструктивное решение должно быть найдено. Именно поэтому ищется ответ, который позволит решить как проблему продолжительности жизни, так и проблему пропускной способности.

Проект реализуется в сотрудничестве с ProRail, Keyrail, портом Роттердам, Генеральным директоратом общественных работ и водного хозяйства в муниципалитете Роттердама.

До выбора окончательного решения, техническое обслуживание моста будет осуществляться на регулярной основе. Это означает, что мост будет оставаться в хорошем состоянии, оптимальном для железнодорожного, водного и автомобильного транспорта. Предполагается, что в 2016 - 2019 годах проект будет реализован.

Модернизации водного пути Сена-Шельда

Цель: увеличение мощности канала, ведущего в Брюссель.

Суть: осуществляется проект по модернизации водного пути Сена-Шельда путем его повышения с классов IV и Va до класса Vb с приоритетом участку Дёлемонт-Гент. С этой целью будут построены три новых шлюза, подняты или вновь построены 11 мостов, а река Лис будет углублена на 1м. Планируется также обустроить 8 мест для стоянки судов с целью обеспечения одностороннего движения.

Также предусмотрено обустройство водного пути Брюссель-Шельда от Виллебрука до Шельды (в районе морского шлюза Хинген) с тем, чтобы сделать его доступным для плавания судов прибрежного плавания и судов внутреннего судоходства грузоподъёмностью до 10 000 т.

Для осуществления этого проекта потребуется строительство новой набережной от железнодорожного моста в районе Виллебрука до морского шлюза в Борнеме, а также строительство нового моста Бульварбрюг в районе Виллебрука. Необходимо будет также оборудовать место для разворота судов в районе Виллебрука.