Один из богатейших россиян мультимиллиардер Владимир Лисин отметился весьма интересным приобретением. Через крупнейшего железнодорожного грузового оператора России "Первую грузовую компанию" (ПГК), входящую в состав транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCLH), он получил контроль над 100% уставного фонда кэптивного оператора металлургического гиганта  "Северсталь" ЗАО "СтальТранс".

Читайте также Добыча с доставкой: почему "Уралвагонзавод" выкупил у Нусенкиса шахты

На сегодня ни одна из сторон никак не прокомментировала будущую сделку, а потому – ее параметры и сроки завершения пока не известны. При этом эксперты отмечают ее типичный характер для этого сегмента российского рынка M&A и подчеркивают, что главной целью ПГК при покупке актива является увеличение собственной капитализации. Благодаря этой покупке Лисин получил доступ к огромной грузовой базе "Северстали", что в сегодняшних реалиях российского рынка дорогого стоит.

Результативная консолидация "На сегодня группа UCLH состоит из трех субхолдингов: железнодорожного – UCL Rail (UCLR), стивидорного – UCL Port (UCLP) и судоходного – VBTH. UCLR является крупнейшим частным грузовым ж/д оператором мире, доля которого на российском рынке грузовых ж/д перевозок уже превысила 20%. Он специализируется на перевозке металлургических грузов, а также зерна, леса, стройматериалов и химической продукции. Сейчас размер его парка достиг 209 тыс. вагонов различных типов, в числе которых – почти 112 тыс. полувагонов и 55 тыс. цистерн", – рассказывает заместитель исполнительного директора АК Kreston GCG Артем Ковбель.

Основными активами UCLR являются созданное в 2001 году ООО "Независимая транспортная компания" (НТК), а также приобретенная в период с октября 2011 по ноябрь 2012 года ПГК. Однако, как отмечает эксперт, в условиях нараставшего в этот же период профицита на российском рынке полувагонов развивать параллельно сразу двух операторов аналогичной специализации было нецелесообразно. А потому – в конце прошлого года руководство UCLR приняло решение о консолидации бизнеса на базе ПГК.

В первом квартале этого года объем перевозки грузов ПГК по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года вырос на 20% и достиг 58,6 млн. тонн.

В результате, прежде всего, ПГК стала арендатором всех грузовых вагонов, находившихся в распоряжении НТК. В ее управление перешли 26,4 тыс. полувагонов и более 1 тыс. окатышевозов, цементовозов и цистерн, а размер ее вагонопарка увеличился до 193 тыс. единиц. Наряду с этим на ПГК были переоформлены все контракты, которые ранее выполняла НТК. И, наконец, в ПГК были сконцентрированы все прочие бизнес-процессы и персонал обеих компаний.

"Это позволило UCLR существенно оптимизировать собственный бизнес. Было уменьшено количество пробегов порожних вагонов, а количество сдвоенных операций, наоборот, увеличено. Также компании удалось сократить расходы на ремонт вагонов", – подчеркивает г-н Ковбель. Однако главным достижением, разумеется, стал рост объемов перевозок. "Благодаря объединению вагонопарков ПГК и НТК, доля ПГК в общем объеме грузовых ж/д перевозок России увеличилась с 14,2 до 17,8%", – отмечают в пресс-службе ОАО "ПГК".

Действительно, в первом квартале этого года объем перевозки грузов ПГК по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года вырос на 20% и достиг 58,6 млн. тонн. При этом объем перевозки угля вырос на 13%, до 19,2 млн. тонн, нефти и нефтепродуктов – на 2,5%, до 10,2 млн. тонн, черных металлов – в 2,4 раза, до 5,2 млн. тонн и цемента – на 1,3%, до 3,1 млн. тонн.

Тем не менее, в компании решили не останавливаться на достигнутом и заявили о намерениях продолжить экспансию. Так, в начале июня этого года генеральный директор ОАО "ПГК" Олег Букин сообщил о намерении и далее приобретать грузовых ж/д операторов, располагающих стабильной грузовой базой. "Мы не будем покупать компании, у которых просто есть вагонопарк. Речь идет лишь о тех операторах, которые имеют собственные грузопотоки", – подчеркнул он.

Эффективная сделка Разумеется, оптимальными объектами подобной стратегии являются кэптивные операторы крупных промышленных и добывающих компаний. Однако в течение прошлого года большинство таких объектов было уже продано конкурентам. В частности, оператор группы Evraz – ООО "ЕвразТранс" – стал собственностью ЗАО "НефтетрансСервис", а операторы группы "Металлоинвест" и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" – ООО "МеталлоинвестТранс" и ООО "ММК-Транс" – перешли в руки компании Globaltrans.

Таким образом, ОАО "Северсталь" оказалась одной из немногих компаний на российском рынке, все еще удерживавших в своей орбите подконтрольного оператора грузовых ж/д перевозок. Напомним, что она входит в число крупнейших в мире вертикально интегрированных сталелитейных и горнодобывающих компаний и располагает активами не только в России и СНГ, но и в Европе, Африке и Южной Америке. Подконтрольная "Северстали" компания "СтальТранс" является очень небольшим ж/д перевозчиком, который даже не входит в ТОП-50 грузовых ж/д операторов России. А потому – большую часть грузов "Северстали" всегда перевозила ПГК. Эксперты не располагают точной информацией ни об общем объеме грузопотока "Северстали", ни о том, как он был распределен между "СтальТрансом" и ПГК.

Известно лишь, что только ЧМК в минувшем году произвел 9,9 млн. тонн товарного проката, "Карельский окатыш" и "Олком" выпустили 10,3 млн. тонн окатышей и 4,8 млн. тонн железорудного концентрата соответственно, а объем добычи угля на "Воркутауголь" составил 13,03 млн. тонн. При этом по итогам 2012 года объем продаж российских предприятий "Северстали" достиг 10,3 млн. тонн металлопродукции и 8,1 млн. тонн угля. И это примерно та грузовая база, на которую может рассчитывать ПГК приобретая "СтальТранс".

Дело в том, что, как предполагают эксперты, данная сделка будет иметь примерно тот же формат, что и предыдущие ей подобные. То есть, кроме самого кэптивного оператора, ПГК получит и долгосрочный контракт на перевозку до 100% грузов "Северстали". В пользу этой точки зрения свидетельствует тот факт, что в июле этого года ПГК и "Северсталь" достигли договоренности по поводу трехлетнего контракта на транспортировку 70% грузов металлургической компании. И, вероятно, не позднее августа было принято решение о купле-продаже "СтальТранса".

"Существенным отличием этой сделки от аналогичных, заключенных ранее, является то, что ПГК приобретет наряду с весьма незначительным кэптивным оператором гарантированную мощную грузовую базу. А это в нынешних условиях сокращения объемов грузоперевозок гораздо более важный фактор, чем сам по себе потенциал покупаемого актива", – подчеркивает г-н Ковбель.