Лоукостеры по-разному стараются привлечь клиентов и снизить расходы. Можно отметить как общие тенденции, так и оригинальные решения. Разный подход обусловлен еще и тем, что в некоторых регионах привычная "бюджетная" бизнес-модель полной мерой использоваться не может.
Читайте также Лоукостеры: как easyJet бьет Ryanair
Вводят мобильные посадочные талоны
Компания easyJet ввела мобильные посадочные талоны, которые можно будет скачивать на смартфон или планшет. Так можно забронировать билет менее чем за 30 секунд. Пассажиры видят на экране свой статус ("зарегистрирован" или "не зарегистрирован"). Талоны сохраняются в памяти телефона, их можно вызывать на экран в любой момент, не беспокоясь о тарифах на роуминг или зоне покрытия сотового оператора. Сделать это можно в любой момент от 30 суток до двух часов до вылета. Весной-летом следующего года запустить такую же программу обещает и Ryanair. Это позволит не бояться потерять распечатанный билет. Для портативных устройств внедрят мобильное приложение, упрощающее управление системой бронирования.
Начали продавать билеты через глобальные системы бронирования
Раньше лоукостеры продавали билеты через собственный сайт, не тратясь на комиссионные агентам и системам резервирования. Но подобная стратегия сдерживает рост. И вот теперь они хотят привлечь пассажиров с высокими доходами, и количество заказов через глобальные системы бронирования (GDS) растет. Особенно актуально это, пожалуй, для японских лоукостеров: японцы с большим трудом изменяют привычкам, так что для них проблема начать заказывать билеты через Интернет – в основном они бронируют их через агентства. Сложности с использованием одного из ключевых элементов бизнес-модели есть и в Африке. Так, в авиакомпании Starbow (Гана) отмечали, что через Интернет продавать авиабилеты не могут – в Западной Африке это нужно делать через глобальные дистрибутивные системы и туристические агентства, запускать специальную телефонную линию для покупателей.
Для удобства пассажиров делят салон на секторы
Пассажиры южнокорейской Jin Air отмечают, в частности, систему разделения салона самолета на три категории, кресла каждой из которых обиты материалом разного цвета. Сектор указан в билете, и сначала в салон заходят те, чье место в хвосте, затем те, у кого они всередине, последними же – те, у кого билеты на передние места. Поэтому здесь удается избежать столпотворения, которое характерно для тех лоукостеров, которые запускают всех пассажиров сразу.
Разрешают рассчитываться за услуги на борту наличными
Руководство лоукостера Norwegian после разгоревшегося скандала пересмотрело свои правила и разрешило рассчитываться за услуги на борту не только кредитной карточкой, но и наличными. Дело в том, что некоторые пассажиры на рейсе Нью-Йорк-Бангкок не получили воду, еду и одеяла только из-за того, что их карты не сработали. Наличные же принять сотрудники авиакомпании отказались.
Стараются уменьшить вес груза на борту
Уменьшить вес – важная задача и для классических перевозчиков, и для лоукостеров. Снижение веса самолета и пассажирского багажа позволяет уменьшить расход топлива. Сократить такие расходы авиакомпании стараются по-разному. Этим летом руководство индийской GoAir заявило о том, что для снижения издержек предпримет нестандартные решения. В компании подсчитали, что каждая их стюардесса в среднем на 15 килограммов легче стюарда, и решили в дальнейшем набирать на работу только девушек. Экономить надумали также на емкости самолётов для хранения воды, заполняя их лишь на 60%. В 2009 году, в разгар финансового кризиса, одна из японских авиакомпаний отказалась от использования металлической посуды и приборов в пользу пластика, также, чтобы избавиться от лишнего груза.
Cтоимость билетов полинезийской авиакомпании Somoa Air напрямую зависит от веса пассажира из расчета один доллар за килограмм веса.
Можно выделить несколько основных направлений, в которых классические авиакомпании пытаются обойти своих низкобюджетных конкурентов. Они исключают ряд услуг, без которых пассажир может обойтись, предоставляют возможность перевезти больше вещей без дополнительных платежей, улучшают питание на борту, стараются угодить пассажирам с детьми, а также завлекают элементами шоу.
Отменяют деление салонов на классы
К примеру, при перелетах по Европе в самолетах AirBerlin отсутствует бизнес-класс, нельзя выбрать место в салоне, зато по многим направлениям цены на билеты низкие. Компания New Germanwings, дочка немецкой Lufthansa, дает пассажирам возможность выбора ими 3-х уровней комфорта, стоимость которых отличается в зависимости от того, сможете вы выбрать место в задней части самолета, передней или в первых трех рядах, а также – как много багажа вы сможете перевезти.
Увеличивают бесплатную норму багажа
Некоторые классические перевозчики решили привлечь пассажиров, увеличив бесплатную норму багажа. Так, Singapore Airlines (Сингапур) и Malaysian Airlines (Малайзия) позволяют пассажирам экономического класса сдавать в багаж бесплатно 30 кг, а не 20, как это было ранее. Австралийская Qantas подняла норму с 23 до 30 кг, а китайская China Southern Airlines на некоторых маршрутах позволяет бесплатно провозить не 30 кг, а два предмета по 23 кг. Авиакомпания "Ютэйр Украина" увеличила бесплатную норму багажа на своих рейсах с 15 до 20 кг в экономическом классе.
Но такой подход не у всех. Так, стоимость билетов полинезийской авиакомпании Somoa Air напрямую зависит от веса пассажира из расчета один доллар за килограмм веса. Сначала схема распространялась только на внутренние рейсы, но недавно компания стала так начислять цену и на международные рейсы.
Улучшают питание на борту
Питание на борту, которое входит в стоимость билета, остается важным элементом для традиционных перевозчиков. И в этом плане компании стараются превзойти друг друга. Скажем, Lufthansa каждые два месяца приглашает повара, имеющего мировую известность, для составления очередного меню. В авиакомпании Etihad Airways (ОАЭ) повара готовят для пассажиров даже прямо на борту самолёта. Британская British Airways пытается решила улучшить бортовое питание. Перевозчик решил добавлять во все блюда продукты с томатами, соевым соусом и т.п. Эксперты компании считают, что это позволит улучшить блюда, которые на высоте кажутся более пресными.
Стараются угодить пассажирам с детьми
Etihad предлагает на дальнемагистральных рейсах услуги профессиональной няни. Lufthansa придумала специальные стойки регистрации со ступеньками, чтобы дети, поднявшись на них, могли наблюдать за процессом регистрации на рейс. Они также могут получить специальный посадочный талон для своей игрушки. Тайваньская авиакомпания Eva решила многие детали интерьера и экстерьера сделаны новых самолетов сделать в стиле известного японского мультипликационного персонажа Hello Kitty. Помимо самих самолетов, рисунки кошечки есть на столовых приборах, салфетках, мыле и других предметах. Говорят, что дети приходят в восторг, да и взрослые довольны.
Завлекают элементами шоу
Скажем, британская Virgin Atlantic Airways для повышения популярности внутренних авиаперевозок в Британии открывает новое подразделение Little Red, которое займется развлечением пассажиров в воздухе. Так, на рейсах из Лондона в Эдинбург организуют выступления музыкантов и комиков. Необычные развлечения на борту ввела в свое время южнокорейская Asiana Airlines: члены экипажа ходят в национальных костюмах, рассказывают об истории Кореи и даже показывают фокусы. Во время полета пассажирам предлагают косметические процедуры и макияж.