Рынок автобусных перевозок в Украине достаточно закрытый, многие перевозчики предпочитают работать "в тени" и не спешат афишировать данные о результатах своей деятельности. Вместе с тем, постепенно сюда приходят европейские компании, а введение ЕС безвизового режима с Украиной вполне может привести к новому всплеску интереса граждан к автобусным поездкам в западном направлении. Чтобы узнать о последних трендах рынка мы поговорили с Александром Павловичем, гендиректором  "Busfor Украина", онлайн-сервиса, работающего более чем с  5 тыс. автобусных перевозчиков на 20 тыс.маршрутов.

Александр, как изменилась динамика автобусных перевозок за 2015-2017 гг (количество пассажиров, количество перевозчиков, задействованных транспортных средств)?

Если судить по нашей статистике, количество перевозок постоянно растет. Например, в начале 2017 года мы проводили анализ, который показал, что количество проданных билетов в 4 раза выше, чем за аналогичный период 2015-го. Но это наши внутренние цифры.

Сложность в том, что другую статистику собрать крайне сложно. Как посчитать количество пассажиров, которые на входе заплатили водителю? Никак. А такое бывает, и оценить масштабы этого не представляется возможным.

По наблюдениям, популярность перевозок растет, и будет расти дальше. Еще до утверждения безвизового режима наши аналитики прогнозировали минимальный рост на уровне 4–5% в 2017 году. Посмотрим, как пройдет либерализация на практике, но пока все указывает на то, что прирост будет намного больше.

Какие направления внутри Украины являются наиболее востребованными?

Самые популярные - из Киева в Одессу и во Львов, и обратно. Дальше в рейтинге идут рейсы в Днепр и оттуда - в Киев. Еще популярны Борисполь, Харьков, Херсон, Запорожье, Николаев, Умань. В летний период много поездок в Затоку, Коблево, Бердянск.

Самые популярные международные направления из/в Украину?

Из Киева пассажиры больше всего ездят в Варшаву, Минск, Прагу. Из Львова - в Варшаву, Краков, Прагу, Вроцлав. И обратные рейсы, соответственно, тоже пользуются популярностью. Еще в Брно часто ездят, в Таллин, Варну.

Лидер по международным направлениям - Польша, это примерно 40% всех международных перевозок из/в Украину. За прошлый год пассажиропоток на рейсах Киев-Варшава вырос на 100%, а в обратную сторону - на 170%.

Видите ли вы какие-то изменения на рынке международных перевозок в связи с ожидаемым введением "безвизас 11 июня?

Сейчас сложно назвать конкретные цифры, но мы ожидаем роста пассажиропотока в европейские страны. Автобусные перевозки - самый демократичный транспорт, и именно они позволят многим воспользоваться преимуществами безвизового режима. Авиабилеты у нас пока могут купить не все, а путешествие на автобусе доступно большинству.

Мы работаем над тем, чтобы в 2017–2018 годах расширить количество европейских направлений. В маршрутной сетке появятся новые рейсы в Чехию, Хорватию, Болгарию, Румынию. Пока что нацеливаемся в большей степени именно на Восточную Европу: это близко, туда многие захотят поехать на автобусе.

Как повлиял на рынок перевозок приход в Украину таких перевозчиков как Leo Express, PolskiBus? Ожидается ли приход в Украину новых международных автобусных операторов?

Как я уже говорил, количество поездок в Варшаву увеличилось в два раза за прошлый год, а в обратном направлении - почти втрое. Частично роль в этом сыграло и появление новых перевозчиков. Введение безвизового режима, конечно, повлияет на количество игроков на рынке, привлечет новые компании.

Кстати, статистика показывает, что добавление новых рейсов повышает популярность маршрута и автобусных перевозок в целом. То есть, с одной стороны, эти новые рейсы появляются как следствие растущего спроса, но с другой - они порождают новый спрос. Если человек заходит на сайт или в приложение, вбивает в поиск нужное направление и получает в выдаче десятки вариантов, он с большей вероятностью купит билет. Потом он будет возвращаться за новыми билетами, рекомендовать сервис родственникам и друзьям. Так что появление новых перевозчиков на руку всем.

Что нужно для качественного развития рынка автобусных перевозок в Украине?

Нужны, конечно, хорошие дороги и новые автобусы, но ни у государства, ни у перевозчиков сейчас этих денег нет. Они появятся, если каждый участник процесса примет свою долю ответственности. Мы со своей стороны стараемся улучшать ситуацию на рынке, чтобы перевозчики могли по мере возможности повышать качество услуг, зарабатывать больше и с этих денег обновлять автопарк.

Нужно полноценное внедрение в жизнь электронного билета утвержденного образца, которого в Украине пока что нет. Верховная Рада утвердила электронные билеты для городского транспорта, теперь необходим единый формат и для междугородних перевозок, чтобы предоставить возможность пассажирам обходиться без принтера, не тратя времени на распечатку билетов. С учетом этого у автобусных перевозок есть огромный потенциал развития как самого достурного вида транспортных перевозок.

Читайте также Ударная пятилетка: К чему приехали поезда Hyundai в Украине