В середине мая в Вильнюсе прошла ежегодная конференция Airports counsil international (ACI) «Европейские региональные аэропорты 2016». ACI - международная организация, объединяющая 157 региональных аэропортов во всем мире, 104 из которых - в ЕС.
Форум дал много пищи для размышлений – как об итогах работы отрасли авиаперевозок в Европе за последние годы, так и о грядущих изменениях в работе аэропортов.
Европейские авиаперевозки: 20 лет роста
В 2015 году в Европе было перевезено 1,95 млрд. авиапассажиров (годовой прирост 5,2%). За первый квартал 2016 года пассажиропоток в Европе вырос еще на 7,8%. При этом 150 местных авиакомпаний в ЕС выполняли регулярные полеты в более 460 аэропортов.
За последние 20 лет рынок авиаперевозок в Европе кардинальным образом изменился. Количество направлений полетов внутри ЕС увеличилось более, чем в 3,7 раза (до примерно 3500), внешних - более, чем в 2,5 раза (до примерно 2600). При этом на внутренних рейсах количество направлений, на которых работало более 2 авиаперевозчиков, выросло с 93 до 599 пар городов, на внешних линиях - с 77 до 308 пар.
Изменились и сами аэропорты. Произошла активная конверсия баз ВВС в гражданские аэропорты или аэропорты двойного базирования. Самые крупные - Франкфурт-Хана, Дюсельдорф - Веце, Карслоу/Баден-Баден в ФРГ и Верона в Италии. Кроме того, в аэропорты были инвестированы многомиллиардные вложения из структурных фондов ЕС.
В последние годы идет активная приватизация воздушных гаваней. Так, с 2010 по 2015 год доля аэропортов с участием частного капитала выросла с 23% до 47%. Эти аэропорты генерируют 75% пассажиропотока ЕС. 71% находящихся в государственной собственности аэропортов—корпоратизированы. 68% аэропортов Великобритании полностью или частично принадлежат частным инвесторам. В том числе все 10 крупнейших аэропортов страны. Полностью частные - два крупнейших аэропорта - Хитроу и Гетвик. При этом, частные инвесторы фокусируются в первую очередь на крупнейших аэропортах и почти не интересуются малыми региональными.
Авиакомпании доминируют
В отношениях между аэропортами и авиакомпаниями именно последние диктуют свои условия.
Такова, например, ситуация на рынке Великобритании. При этом обороты компаний значительно крупнее оборотов аэропортов. Даже относительно крупный аэропорт Бристоль (6,8 млн пассажиров в 2015 году) имеет годовой оборот примерно в 150 раз меньше, чем суммарный у 4 крупнейших авиакомпаний, летающих в него. Но даже в такой ситуации авиакомпании продолжают настаивать на особых преференциях.
Подход авиакомпаний в переговорах с аэропортами сводится к стремлению долгосрочно закрепить цену, включив в нее максимальное количество услуг - желательно «все включено». Авиакомпании ведут коммерческие переговоры, ориентируясь в ценовом предложении на рынок, предлагая установить дифференциальные скидки. Они так же предлагают использовать понижающие коэффициенты при достижении определенных показателей. В любом случае, авиакомпании практически никогда не идут на ухудшение своего положения - им проще сменить аэропорт базирования. И в таком случае, зачастую, новый аэропорт покроет все расходы на перебазировку.
Лоукостеры – снять сливки и уйти
Огромное влияние на рынок оказало бурное развитие лоукостеров. Основной пассажир европейских бюджетных авиакомпаний - это европеец, летящий на отдых (для Ryanair около 75% всех пассажиров). Это также трудовые мигранты из Восточных стран ЕС, направляющиеся на заработки в страны Северной Европы. При этом условный британский пассажир может платить более высокую цену за билет, чем условный польский гастарбайтер.
Исходя из этого, крупнейшие лоукостеры и строят свои планы развития на ближайшие 5 лет. Их главная цель занять как можно большую долю рынка в богатых странах Западной Европы: Великобритании, Италии, Испании, а так же Франции и ФРГ. В последних двух их доля пока в разы меньше, чем в первой группе.
Авиакомпании могут быстро перебазироваться из одного аэропорта в другой в случае невозможности добиться от первого желаемых условий. Перевозчики, в особенности лоукостеры, постоянно пересматривают свои направления. Основная их стратегия - «снять сливки и уйти». Поэтому авиакомпании активно снижают количество частот, на незагруженных или высококонкурентных направлениях. До 20% европейских направлений лоукостеров подвергаются сокращению или просто закрываются. От этого больше всего страдают, так как они зачастую даже не успевают окупить вложения, сделанные в открытие этих рейсов.
Так, Ryanair только в летнее расписание 2013 года закрыл 125 направлений полетов, существовавших летом 2012 года, EasyJet—39, Wizzair—34, Volotea—25 направлений. При этом, конечно же, запускаются и новые: в летнее расписание 2015 года Ryanair и EasyJet открыли по 99 направлений, Vueling - 90, Wizzair - 85, Volotea - 47.
Аэропорты повышают сборы
За последние десять лет аэропортовые сборы в 10 крупнейших аэропортах ЕС выросли на 90%. Если брать 21 крупнейший аэропорт континента, то они увеличились на 80% с 2005 года.
Страна |
Сборы в 2005 г, Euro |
Сборы в 2014 г, Euro |
Изменение, % |
Испания |
5,67 |
20,11 |
255 |
Италия |
13,66 |
32,93 |
141 |
Великобритания |
19,82 |
43,63 |
120 |
Ирландия |
10,43 |
20,54 |
97 |
Бельгия |
25,57 |
32,79 |
28 |
Германия |
28,12 |
35,79 |
27 |
Швейцария |
31,36 |
38,24 |
22 |
Дания |
24,60 |
27,97 |
14 |
Франция |
15,91 |
17,92 |
13 |
Австрия |
25,45 |
26,50 |
4 |
Нидерланды |
34,02 |
32,96 |
-3 |
Норвегия |
23,83 |
22,00 |
-8 |
Швеция |
24,42 |
21,97 |
-10 |
В среднем по рынку |
19,28 |
34,63 |
80 |
Резкий рост цен в испанских аэропортах связан с «размораживанием» цен, установленных в прежний период. Рост в других странах был вызван как минимум 3 факторами: инфляцией, возросшими инвестициями в аэропорты (в том числе из-за ужесточившихся требований авиационной безопасности), приватизацией аэропортов. Так, в Великобритании среднестатистический рост сборов в 2,2 раза в первую очередь обусловлен возросшими тарифами в двух крупнейших аэропортах - частных Гетвике и Хитроу.
В 6 странах ЕС существует налог на вылетающего пассажира (Air Passenger Duty (APD)), в частности, в ФРГ, Великобритании, Франции и Австрии. Этот налог не взымается с транзитных пассажиров, но его должны платить все остальные, вылетающие за пределы страны пассажиры, в зависимости от расстояния - до 50 Евро за человека. Это своеобразный дополнительный «налог на богатых».
Реальность опережает прогнозы
Все основные программы развития аэропортов на ближайшие 20-30 лет за прошедшие пять лет в странах ЕС уже успели устареть. Так, британская программа развития аэропортов, принятая в 2013 году на 40 лет, ошиблась в прогнозах пассажиропотоков почти на 20%. Уже через 2 года аэропорты Великобритании достигли такого пассажиропотока, который специалисты авиационных властей Великобритании прогнозировали лишь к 2020 году. И по прошествии трех лет она уже требует существенных доработок.
Малые аэропорты замерли в ожидании
Власти ЕС ужесточают требования авиационной безопасности и прекращение действий поблажек для малых аэропортов (с пассажиропотоком менее 500 тысяч человек в год). В частности уже с 1 февраля все аэропорты должны быть оснащены сканерами и только ручной досмотр пассажиров и багажа будет недопустим. Что потребует дополнительных инвестиций от 0,4 до 5 миллионов евро на аэропорт.
Уже сейчас в ЕС строго установлены антимонопольные правила для аэропортов. В частности, все аэропорты, в которых пассажиропоток превышает 2 миллиона пассажиров в год, должны допустить к работе не менее 3 компаний наземного обслуживания (хендлинговых), из которых не менее 2-х не должны быть аффилированы между собой и с аэропортом.
Так же строго установлен порог для государственных дотаций аэропортам. Операционные дотации от государства могут получать аэропорты с пассажиропотоком до 3 миллионов человек в год, инвестиционные дотации возможны при пассажиропотоке до 5 миллионов в год. Дотации операционной деятельности аэропортов с пассажиропотоком 0,7 - 3 млн человек в год разрешены в переходный период до 4 апреля 2024 года, для аэропортов менее 0,7 млн пассажиров в год - до 4 апреля 2019 года.
Обсуждаются новые регламенты, которые установят жесткие правила указывающие, что аэропорт должен будет предоставить в случае долгосрочной задержки рейсов. Набор услуг, так же варьируется в зависимости от пассажиропотока.
Аэропорты, чье воздушное движение предусматривает свыше 50 тысяч взлет/посадок за год (кроме тренировочных полетов малой авиации) ждет ужесточение по правилам шумов.
Пока новые правила только обсуждаются и еще не ясны для участников рынка. Поэтому многие европейские небольшие аэропорты на год приостановили свои планы развития и заморозили инвестиционные проекты.