Очередной виток противостояния между автопроизводителями и импортерами завершился победой первых. И хотя владельцы предприятий пытались ввести максимально возможный набор протекционистских мер, пока что им удалось добиться лишь введения специальных пошлин на поставки новых автомобилей из-за рубежа. Согласно обнародованному 14 марта решению Межведомственной комиссии по международной торговле еще от 28 апреля 2012 года, за ввоз новой легковушки с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см придется заплатить 6,46% его стоимости. Ну, а если показатель колеблется в пределах 1500-2000 куб. см, то ставка повышается до 12,95%. Документ вступит в силу спустя 30 дней с момента его публикации и будет действовать на протяжении трех лет.

Решение тут же поддержали автопроизводители, которые долго настаивали на его принятии и жаловались на обилие импорта в стране. "Межведомственная комиссия по международной торговле отметила, что в ходе расследования в отношении производства национального товаропроизводителя и потребления импорт в Украину легковых автомобилей независимо от страны происхождения и экспорта рос, этот рост происходил на таких условиях и объемах, что грозило причинением значительного ущерба национальному товаропроизводителю и что национальные интересы требуют применения к такому импорту специальных мер", – говорится в заявлении ассоциации "Укравтопром".

Автопроизводители говорят, что в 2012 году рынок новых легковушек формировался из импортной продукции на 83%. А объемы их ввоза по итогам этого периода составили 204,957 штук на сумму 3,247 млрд долл, что превышает показатель 2011 года на 7,9%. В то же время из 69,685 тыс. изготовленных в Украине машин на внутренний рынок в 2012 году было поставлено 42,755 тыс. штук. "Таким образом, в 2012 году дефицит внешнеторгового баланса в части легковых автомобилей для Украины увеличился на 13% и составил 3,035 млрд долл.", - сказано в сообщении "Укравтопрома".

Импортеры оперируют несколько иными данными и отмечают, что с 2008 года объемы ввоза иномарок в Украину заметно упали. По информации Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), количество импортированных машин в 2008 году составило – 249,838 тыс. штук, в 2009 – 42,583 тыс. шутк, в 2010 – 72,539 тыс. штук. "То есть на протяжении трех лет импорт автомобилей сократился в 3,4 раза. Динамика импорта практически полностью соответствовала динамика спроса внутреннего рынка", - отмечается в заявлении ВААИД.

ВААИД будет рекомендовать автодилерам ввезти максимально возможное количество автомобилей и оформить их без спецпошлины до 13 апреля

ВААИД будет рекомендовать автодилерам ввезти максимально возможное количество автомобилей и оформить их без спецпошлины до 13 апреля, то есть в течение 30 дней, после которых вступит в силу решение о введении барьеров. "Вместе с тем, мы не исключаем, что с 13 апреля этого года ведущие автоимпортеры свернут свою деятельность в сегменте бензиновых автомобилей с объемом двигателя 1000-2200 куб. см и вообще не будут импортировать в Украину такие автомобили", - говорится в заявлении ассоциации.

Впрочем, если же импортеры все же откажутся от таких радикальных мер, то, по их оценкам, решение о введении спецпошлин приведет к удорожанию иномарок с объемом двигателя 1000-1500 куб. см почти на 7,8%, а машин с объемом двигателя 1500-2200 куб. см – на 15,6%. Они также напоминают, что в Украине практически нет отечественных автомобилей, а на заводах ведется сборка зарубежных.

"Сборка на украинских автосборочных предприятиях (крупноузловая или мелкоузловая сборки - SKD и CKD) автомобилей иностранных именитых брендов не является национальным производством, а только сборкой в Украине импортируемых машинокомплектов, изготовленных в Германии, Китае, Корее, России, Чехии", - возмущаются импортеры. Они также добавляют, что о защите просили как раз те компании, которые, занимаясь крупноузловой сборкой, являлись самыми большими поставщиками зарубежных транспортных средств и платили на границе значительно меньшие суммы за машинокомплекты, чем за готовые автомобили. В результате от снижения объемов импорта проиграет бюджет, полагают в ассоциации.

"Относительно перспектив потерь госбюджета от введения спецпошлины и, как следствие, сокращение импорта, то язык цифр говорит само за себя: с одного импортированного автмобиля (средняя стоимость по данным ГТСУ 18,6 тыс. долларов США) госбюджет только пошлины (10%) получает 1, 86 тыс. долларов США (плюс акциз и НДС), а по тому же импортированному автомобилю, который ввезен как машинокомплект для сборки, Госбюджет получит лишь 100 Евро. Таким образом, после возможного принятия спецмероприятий прогнозируемые потери госбюджета составят 1,23 млрд. долларов США (18,6 тыс. долларов США х 0,33% х 200 тыс. авто)", - сказано в пресс-релизе ВААИД.

Игроки также считают, что введение спецпошлин ударит по рынку лизинга автомобилей, поскольку компании-лизингодатели традиционно формируют свой бюджет в ноябре-декабре, уже не смогут закупить планируемое количество автомобилей и, вероятно, будут вынуждены сократить их количество в парке. В результате снизится и общий объем продаж по рынку.

"Введение спецпошлин создаст массу административных проблем: необходимость изменения контрактов на автомобили, уже заказанные в производство лизингодателями, поставка которых ожидается через два-три месяца", - говорит вице-президент по маркетингу и продажам компании Avis Украина Жан Тильман.

Но как бы ни обвиняли друг друга производители и импортеры, проиграет от сложившейся ситуации конечный потребитель. Ведь "Укравтопром" пока что не говорит о том, какие меры намерены предпринять участники ассоциации в период действия заградительных пошлин. Вряд ли перечень их продукции изменится, вряд ли заметно улучшится ее качество. А вот цены на машины украинской сборки, скорее всего, не снизятся. Впрочем, не будет дешеветь и импортный товар после отмены пошлин. А потому покупателям придется платить больше за возможность передвигаться на колесах.

Опрс ЦТС Поддерживаете ли Вы введение спецпошлины на импортные авто?