«На банкротстве польских авиалиний LOT больше всех выиграет Wizzair» - утверждает Майкл О’Лири. В условиях конкуренции со стороны малобюджетных авиалиний на рынках страны и за рубежом такие перевозчики как SAS или LOT попросту не протянут в прежнем виде, заявляет директор крупнейшего лоукоста Европы в интервью Bloomberg.
«Группа SAS, которая является собственником Scandinavian Airlines уже не может удерживаться исключительно благодаря дотациям правительств Швеции, Дании и Норвегии и, скорее всего, это окончится тем, что SAS станет собственностью Lufthansa. В свою очередь польский LOT уже не имеет возможности уменьшить расходы на функционирование, тем более, что они и так сильно занижены" – рассказал О’Лири .
На прошлой неделе польское правительство заявило, что польские авиалинии должны на 30% уменьшить штат персонала, а количество самолетов снизить до 25 из 40. Годовой убыток авиалинии достиг 200 млн злотых (около 48 млн евро). В итоге директор LOT Мариуш Пируг месяц назад был уволен с занимаемой должности. Правительство уже предоставило для компании ссуду в 400 млн. злотых (почти 100 млн евро) с условием, что расходы будут радикально ограничены.
Для того, чтобы LOT хотя бы просто функционировал нужно 1 млрд злотых помощи (около 240 млн евро). «LOT на сегодняшний день уже так мал, что некуда дальше уменьшать» - утверждает О’Лири. «И SAS и Lot зашли в тупик. На рынке, где люди ожидают низких цен на билеты, нельзя получить больших денег, нельзя устанавливать большие оплаты за перевоз и одновременно высокие цены за топливо.
Кризис евро тяжело сказывается на состоянии авиалиний от Балканского полуострова до Балтийского моря, так как правительственные программы экономии совпадают с ситуацией высоких цен на топливо и ограничением кризисного финансирования из ЕС. Тем временем Air France-KLM Group, немецкая авиалиния Lufthansa и собственник British Airways - три самые крупные авиалинии в регионе опасаются больших проблем поскольку вынуждены сосредоточиться на ограничении расходов.
Банкротство польских авиалиний LOT использует в своих целях венгерский Wizzair
«Ситуация не из легких-считает О’Лири. Скандинавские авиалинии фиксируют убытки уже с 2007 года. Единственной возможностью выжить для SAS это пойти в частную собственность. В течении ближайших пяти лет вероятнее всего SAS будет на содержании у Lufthansa. И это более чем вероятно» - утверждает бизнесмен, известный своими противоречивыми заявлениями и хорошим чутьем рынка. С целью ограничить расходы О’Лири, между прочим, предложил ввести стоячие места в самолетах.
Судьба SAS вероятно предопределит планы экспансии Norvegian Air Shuttle, четвертого крупного перевозчика в Европе. «Банкротство польских авиалиний LOT используют в своих целях венгерский Wizzair, на сегодняшний день это пятый крупный авиаперевозчик в Европе" -подчеркнул О’Лири. «Ryanair уже сегодня является самым мощным перевозчиком в Польше. В планы компании входит будущая экспансия на скандинавский рынок. Но это планируется после укрепления своей позиции в Средней Европе. К 2015 году Ryanair планирует увеличить количество самолетов до 300 единиц", -сказал в заключении О’Лири.
Перевод Игоря Гошовского, портал Центра транспортных стратегий