Первый квартал 2013 года – такой срок обозначил молдавский министр экономики Валериу Лазар, говоря о предстоящей концессии Международного аэропорта «Кишинев» (МАК). Правительство готово отдать предприятие в частно-государственное партнерство на срок 30-50 лет. Потенциальный инвестор, которому придется вложить до 200 млн евро, обязан соблюсти несколько базовых условий: реконструировать взлетно-посадочную полосу, построить современные пассажирский и грузовой терминалы, а также соорудить отель и многоуровневую парковку.
Сегодня в структурах власти Молдовы нет разногласий по поводу дальнейшей судьбы аэропорта. «Решение отдать предприятие в концессию продиктовано не его экономическими результатами или плохим менеджментом, а отсутствием у государства необходимых средств для развития аэропорта», – отмечает депутат парламента от Демократической партии Адриан Канду. Поэтому истеблишмент Кишинева активно продвигает концессионную формулу перед большим бизнесом. В сентябре министр экономики Лазар говорил о ней в ходе встречи с вице-президентом Европейского инвестиционного банка Вильгельмом Мольтерером, а в ноябре, во время Молдавско-российского инвестиционного форума, уже приглашал российский бизнес принять участие в ряде крупных инвестпроектов, в том числе – в концессии аэропорта «Кишинев». То же самое происходило во время форума, организованного Американской торговой палатой в Молдове.
Предприятие тем временем второй год подряд бьет собственные рекорды объемов пассажиропотока. Если в 2011 году аэропорт обслужил более 1,045 млн человек, то это достижение было «побито» уже за десять месяцев 2012 года (более 1,050 млн). По данным 11 месяцев текущего года (более 1,122 млн пассажиров), рост, в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, составил 16%. Стоит также упомянуть, что в течение года МАК получил четыре сертификата международной Интегрированной системы менеджмента качества, а также, в очередной раз, был признан лучшим аэропортом стран СНГ в ходе соответствующего конкурса в Москве – в категории аэропортов с годовым пассажирооборотом до 1 млн человек.
По мнению экспертов, аэропорт Кишинева является потенциальным конкурентом Международного аэропорта «Одесса» в борьбе за пассажиропоток. Эти города находятся на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга – порядка 190 километров – на пересечении евроазиатских торгово-экономических путей. Так что волноваться Одессе (пассажирооборот – 845 тыс. человек за 11 месяцев с.г.), а также находящемуся несколько ближе к Европе Львову (ожидаемые 700 тыс. человек за 2012 год) есть о чем.
План модернизации аэропорта рассчитан на период до 2015/16 годов и в финансовом выражении составляет 52 млн евро.
В МАК работают три национальных и 12 иностранных перевозчиков, которые обслуживают 22 евроазиатских направления. Самыми популярными в 2012 году были рейсы в Москву (более 25%), Стамбул, Верону, Мюнхен, Бухарест, Рим и Милан. При этом наибольший рост продемонстрировали направления на Верону (+61,8%), Бухарест (+43,5%), Париж (+37,6%), Стамбул (+37,5%), Киев (+30,9%) и Москву (+16%).
Отметим, что аэропорт Одессы также недавно перешел на бизнес-рельсы, полтора года назад войдя в совместное с инвестором ООО, и сегодня демонстрирует рост показателей: рекордные за последние двадцать лет 824 тыс. пассажиров в 2011 году «побиты» уже за 11 месяцев с.г. Но нужно учитывать, что кишиневский аэропорт находится только в начале концессионного пути, уже основательно «перевалив» за миллион.
Чего же ожидают от инвестора в Кишиневе? План модернизации аэропорта, о котором сегодня говорят чаще, чем об остальных перспективах, и который рассчитан на период до 2015/16 годов, в финансовом выражении составляет 52 млн евро. Из них, в частности, реконструкция взлетно-посадочной полосы – 13 млн, существующего пассажирского терминала – 5 млн, вспомогательных объектов и инженерных коммуникаций – 14 млн. Вместе с тем, данный план модернизации является лишь первым этапом большого Мастер-плана развития предприятия, разработанного в 2010 году немецкой компанией Hochtief Air-Port GmbH на основании соглашения между аэропортом Кишинева и Европейским Банком Реконструкции и Развития.
Так, Мастер-план разбит на три этапа. Второй планируется к завершению в 2025 году, третий – в 2030-м. Если вспомнить пять базовых объектов аэропорта, упомянутых в начале статьи в качества требований к инвестору, то, к примеру, ВПП потребует еще 6 млн евро в ходе работ второго этапа, к концу которого она должна соответствовать всем новейшим требованиям. Новый пассажирский терминал должен быть построен и функционировать к 2025 году (49 млн), к 2030 году произойдет его расширение (еще 30 млн). Сооружение многоэтажной автопарковки потребует на всех трех этапах 10,5 млн евро. В целом же, второй этап, в ходе которого осуществляется строительство новых объектов, станет самым дорогостоящим (90 млн евро). Третий этап обойдется инвестору 57 млн, из которых 30 млн займет упомянутое расширение нового пассажирского терминала.
Как результат, объем пассажирских перевозок аэропорта «Кишинев» к 2030 году вырастет, согласно имеющимся прогнозам европейских специалистов, до 3,2 млн человек усредненно (3,6 млн – при благоприятном сценарии развития событий, 2,9 млн – при неблагоприятном). Что касается перевалки грузов в аэропорту, то в 2030 году она достигнет 8,4 тыс. тонн ( в 2011 году – чуть более 2 тыс. тонн).
Претенденты на роль «воплотителя» столь масштабного плана пока не называются, но власти Молдовы уверены в успехе. «Такая практика очень распространена в мире. В СНГ сданы в концессию 70% аэропортов, в Европе – около 30%», – подчеркивает глава Агентства публичной собственности Молдовы Тудор Копач.