В сентябре на портале Центра транспортных стратегий стартовала новая рубрика "Опросы", которая очень скоро вошла в перечень наиболее посещаемых. За два месяца в голосовании по тому или иному вопросу приняло участие более трех тысяч человек. Результаты оказались весьма интересными. Чего же хотят украинцы?
Вопрос: Какое направление скоростного железнодорожного сообщения нужно развивать в первую очередь?
"Укрзализныця" готовится еще в этом году к запуску экспресса Hyundai из Киева в Днепропетровск, уже работают линии Донецк-Киев и Киев-Львов. Поэтому эти направления в опрос не вносились. Мы спросили о том, куда нужно запускать поезда в будущем. Оказалось, что в Симферополь. Проехаться на экспрессе в Крым хотел бы почти каждый третий из проголосовавших – 30%. Каждый пятый, или 21%, выбрал Киев-Одесса. К слову, именно в эти два города планируют запуск экспрессов и в "Укрзализныце". Так, 30 октября начальник ПЖД Александр Момот сообщил, что Приднепровская железная дорога (ПЖД) намерена запустить поезд "Интерсити плюс" ("Украинский экспресс") производства Hyundai Rotem из Днепропетровска в Симферополь к лету 2013 года.
Что же касается Одессы, то вице-премьер - министр инфраструктуры Борис Колесников в сентябре спрогнозировал, что первая высокоскоростная железнодорожная магистраль (до 300 км в час) в Украине появится именно на этом направлении. Не берусь судить о реальности этих планов, тем более, что о сроках реализации этого замысла ничего сказано не было.
Впрочем, не обошлось и без неожиданностей. Так, второе место после Симферополя заняла линия Киев-Варшава – 24%. В сентябре "Укрзализныця" сняла с расписания поезд Киев-Берлин и, возможно, это повлияло на голосование читателей, которые хотели бы, чтобы количество поездов соединяющих Украину со странами ЕС росло, а не уменьшалось.
Еще одно весьма перспективное для скоростных поездов направление – Киев-Москва – получило поддержку только 12%. Об активности отношений Киева и Минска свидетельствует результат в 2% голосов отданных за развитее именно этого направления.
Вопрос: Что для вас наиболее приоритетно в транспортных реформах?
Подавляющее количество читателей портала считают наиболее приоритетным строительство автомагистралей – 43%. Развитие метрополитена и городского транспорта важно для 22%. Запуск в Украину "лоукостов" назвали 18%, тогда как варианты "запуск скоростных поездов" и "модернизация портов" оказались наименее популярны - по 8% поддержки.
Вопрос: На каких условиях вы готовы платить за пользование автодорогой?
Учитывая такую приоритетность дорожного строительства для украинцев, мы решили спросить на каких условиях они готовы поддержать внедрение системы платных дорог. Результат оказался неожиданным. Читателей, которые ни при каких условиях не собираются платить за проезд по автодороге оказалось только 26%. Все остальные допускают взимание платы за проезд, но при различных условиях.
Так для 26% важно наличие качественной альтернативной дороги. 21% читателей готов платить, если на законных основаниях получит возможность передвигаться со скоростью не менее 140-160 км в час. Для 14% важно, чтобы плата за проезд была минимальной и не превышала 5-10 грн.
Вопрос: Строительство какой автодороги для вас более приоритетно?
Наиболее приоритетным проектом для читателей портал является строительство окружной дороги вокруг Киева (37%). Участок причерноморской магистрали Одесса-Херсон-Симферополь поддерживают 19% читателей. Среди двух вариантов прохождения автострады на Донецк – через Харьков, или через Днепропетровск, большую поддержку получил последний – 19% против 15%.
Вопрос: Какая авиакомпания Украины заслуживает звания лучшей?
Несмотря на то, что опросник включал в себя восемь названий отечественных авиакомпаний, поддержку получили только три. При этом тройка лидеров отличается плотностью результатов: МАУ (34%), Визз Эйр (29%), Аэросвит (27%). Похоже, что всем остальным украинским авиаперевозчикам срочно нужно что-то делать с маркетингом и раскруткой бренда.