1 января 2015 года войдут в силу директивы ЕС по предельному содержанию серы в  топливе, которое сгорает на судах в Балтийском море. Эксперты сходятся во мнении - новые правила приведут к радикальным изменениям в области морского транспорта Балтики.

Модернизация будет дорогостоящей, а в ряде случаев попросту невозможной. Шведы уже оценили уровень необходимых затрат для обновление своего флота в 3 млрд евро ежегодно.

"Многие компании не смогут этого сделать, - объясняет проф. Тадеуш Борковский из Морского университета Щецина, шеф InnoShip BSR - команды, которая работает на тем, чтобы облегчить последствия новой директивы ЕС - Мы ищем решения по сокращению выбросов и одно из них - плавание на пониженных оборотах".

Если это одобрит Брюссель, то владельцам не придется модернизировать судно, а только нужно будет плавать медленнее. Однако, это повышает их эксплуатационные расходы и к тому же дает фору российским судам, которые смогут доставлять груз быстрее. Возникнет угроза того, что российский флот, на который не распространяются новые правила ЕС, возьмет на себя ведущую роль в Балтийском море.

Фрахтовые ставки в регионе необходимо будет увеличить на 40 - 50 процентов.

Судовладельцы и администрация балтийских портов также опасаются увеличения конкуренции со стороны гаваней Адриатического моря, которые могут переманить клиентов. "Из-за постановление ЕС по снижению выбросов СО2 европейская экономика потеряла свою конкурентоспособность даже с сравнении с Китаем. Сейчас Брюссель делает еще одну ошибку, в результате которой конкурентность судоходства в Балтийском море будет поставлена под серьезную угрозу, - предупреждает Михал Ярчински из DGP. По его мнению, фрахтовые ставки в регионе необходимо будет увеличить по его оценкам на 40 - 50 процентов.

Рост стоимости фрахта больно ударит по паромным операторам и снизит их привлекательность относительно автомобильного и железнодорожного транспорта. Новые правила повлияют также на бизнес компаний, которые имеют к Балтийскому морю опосредованное отношение. Например, LNG-терминал в Свиноустье (Польша). Поскольку судам придётся переходить на другой вид топлива, то это предприятие могло бы стать своего рода заправочной станцией для балтийского флота.

Эксперты говорят, что новые правила принесут пользу также и нефтеперерабатывающим заводам. Суда массово станут переориентироваться на дизельное топливо, которое из-за дефицита производства сильно подорожает.

Dziennik Gazeta Prawna

Перевод Игоря Гошовского

infograph