Запуск ускоренного движения по железной дороге сопровождался массой изменений, которые далеко не всегда приветствовались пассажирами. Судите сами: для работы экспрессов Госадминистрации железнодорожного транспорта ("Укрзализныце") пришлось освободить целый коридор от Львова до Донецка, модернизируя пути и расчищая его от лишних составов, которые ранее курсировали на этих маршрутах.  Число поездов в графике на 2012-2013 годы составило 298 пар, тогда как год назад их число было на несколько десятков больше - 350. Количество пассажирских вагонов снизилось с 6 тыс. до 4,5 тыс.

Основным новшеством графика на 2012-2013 годы стала так называемая система хабов. Вместо прямого сообщения между городами "Укрзализныця" решила ввести систему стыковок на вокзалах в крупных городах. На роль пересадочных узлов были определены: Киев, Львов, Донецк, Харьков, Днепропетровск, Луганск, Симферополь, Одесса, Жмеринка, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Знаменка.

Железнодорожники уверяют: подобная система широко распространена в Европе, а потому украинцам не следует отрицательно воспринимать новшества, тем более, что они способствуют более эффективному обороту вагонов. Однако разница с европейским железнодорожным сообщением заключается в том, что пассажир, который следует из одного города в другой с пересадкой в третьем, имеет возможность приобрести единый билет и не покупать отдельный проездной документ на каждый из рейсов в цепочке.

Все это вызывало недовольство пассажиров и подтолкнуло "Укрзализныцю" к следующему шагу – разработке системы единого билета. Проект соответствующего приказа, подготовленного Госадминистрацией, уже обнародован на сайте Министерства инфраструктуры. В соответствии с ним, в правила перевозки пассажиров, багажа и почты вводится само понятие "единый билет". Правда, этот проездной документ ограничивает количество поездок до двух. То есть после подписания и вступления в силу данного нормативного акта пассажир получит право приобрести на одном бланке билет либо туда и обратно, либо же в одну сторону, но с единственной пересадкой.

Вместо прямого сообщения между городами "Укрзализныця" решила ввести систему стыковок на вокзалах в крупных городах.

"В случае оформления проездных документов из пункта пересадки билетный кассир обязан согласовать с пассажиром интервал между временем прибытия поезда в пункт пересадки по расписанию и время отбытия поезда из пункта пересадки. При оформлении проезда с пересадкой по единому проездному документу дата отправления со станции пересадки должен быть не позднее 10 дней после прибытия поезда на станцию ​​пересадки", - говорится в проекте приказа.

"Продажа билетов с пересадкой распространена в Европе уже несколько десятков лет. Такая система имеет много преимущества как для пассажиров, так и для перевозчиков. Например, пассажир получает значительно больше возможностей попасть из пункта А в пункт Б и, соответственно, выбрать наиболее удобный для себя вариант по времени отправления, времени прибытия, времени в пути, категории поездов", - комментирует инициативу МИУ координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.

Стоит отметить, что европейцы, в отличие от украинцев, не ограничивают количество пересадок при покупке единого билета. Однако, утверждают эксперты, нашего пассажира нужно приучать к подобной системе постепенно. "В странах Европы нет ограничений по количеству пересадок, однако в случае с Украиной ограничение в одну пересадку на первом этапе внедрения является плюсом. Такой тип сообщения является новшеством для наших пассажиров, и им необходимо адаптироваться к нему постепенно. Сейчас пассажиры в Украине привыкли ездить из пункта А в пункт Б с помощью прямых поездов. Поездки же с пересадкой предполагают, что помимо прямого сообщения у них появится возможность делать остановку и пересаживаться в другой состав в пункте С. Определенно, что такая процедура несет на начальном этапе определенные неудобства, так как нужно выйти с вещами, выяснить, когда и на какой путь прибывает нужный им поезд. И если бы "Укрзализныця" ввела большое количество стыковок сразу, это было бы не особо комфортно для пассажиров", - отмечает Александр Кава.

При этом он отмечает, что "Укрзализныце" следует отработать варианты экстраординарных ситуаций, которые делают пересадку невозможной. "Необходимо тщательно проработать алгоритм действий для случаев, когда пассажир теряет стыковку по вине железной дороги, то есть в случае опоздания поезда, с которого будет осуществляться пересадка. В Европе все несколько проще, поскольку на подавляющее большинство категорий поездов билет выдается без места, и пассажир выбирает его себе сам. У нас же в проездном документе указывается конкретное место в вагоне, что вызовет определенные дополнительные процедуры при доставке пассажиров альтернативными поездами", - говорит Кава.

Наконец, подобная система даст "Укрзализныце" возможность более досконально изучить спрос на тех или иных направлениях. Ведь, если человек покупает несколько билетов и обеспечивает пересадки самостоятельно, то железнодорожникам трудно отследить его конечный пункт назначения, а потому непонятно, какие именно маршруты востребованы. "Единый билет позволяет увидеть реальные пассажиропотоки. Ведь сегодня людям при условии отсутствия прямого сообщения между населенными пунктами нужно позаботиться о билетах до места стыковки и далее самостоятельно, соответственно "Укрзализныця" видит в таком случае двух, а не одного пассажира, так как продает отдельно билеты на два сегмента перевозки. Введение единого билета даст возможность отследить это и более гибко реагировать на спрос на те или иные маршруты", - резюмирует Кава.

Однако, для того, чтобы сделать новую систему стыковок более удобной для пассажиров, "Укрзализныце" еще придется постараться. А потому проект документа потребует определенной доработки.

Больше по теме реформирования "Укрзализныци" читайте в специальной рубрике портала ЦТС