На днях правительство Греции предприняло важный шаг, который должен снять препятствия для реализации масштабной программы приватизации государственной собственности страны. В частности, был отменен закон, который оговаривал минимально необходимое участие государства в предприятиях стратегических отраслей. Это решение было одним из ключевых условий, поставленных перед Грецией Международным валютным фондом и Евросоюзом в рамках плана спасения страны от долгового кризиса.
Помимо компании по производству электроэнергии Public Power Corp, букмекерской конторы OPAP, крупнейшего нефтепереработчика страны Hellenic Petroleum, законодательные поправки касаются также двух главных портов страны. Как ожидается, продажа госпакетов в структуре этих активов принесет в бюджет страны 19 млрд евро до 2015 года.
Продажа портов как средство спасения В данный момент государству принадлежат по 74% в уставных капиталах двух крупнейших портов страны – Пирей и Салоники, - а также 100% десяти более мелких портов (Волос, Рафина, Игуменица, Патрас, Александрополь, Ираклион, Элефсина, Лаврион, Корфу, Кавала). Имеется еще и 38 периферийных малых портов, организованных в форме муниципальных обществ, которые управляют еще более чем тысячью малых портов, причалов, яхтенных стоянок и вокзалов. Выставить на продажу планировалось около 800 малых портов.
Процедура продажи государственной собственности в Греции началась еще в середине декабря прошлого года, когда в стране был создан Государственный приватизационный фонд (Greek state privatisation fund, TAIPED). Его задачей являлось выполнение утвержденного правительством приватизационного плана, в который, наряду с другими активами, вошли госпакеты в 12 крупных портах страны, в том числе Пирей и Салоники.
Об интересе к приватизации греческих портов уже заявили в Турции.
С самого начала в отношении продажи портов рассматривалось два сценария, оба из которых вызвали множество дискуссий. Первый – это реализация такой доли акций в портах, которая позволила бы сохранить контроль над предприятиями за государством. Для портов Пирей и Салоники это 23,1% и 23,3% акций соответственно. При этом сценарии предполагалась последующая полная продажа или передача прав на управление портами инвесторам. Согласно плану, это должно было произойти в течение первых трех месяцев 2012 года. Проект получил название "Attica Port System".
Второй вариант – продать сразу полные пакеты акций крупнейших портов (по 74%, которыми управляет компания OLTH). Данный сценарий породил еще одно ответвление дискуссий – о том, а стоит ли выставлять на продажу порты по отдельности, или поначалу сведя их в некое объединение.
"Мы пока не уверены насчет того, как именно будет проходить продажа. Однако нужно учитывать, что если мы продадим по отдельности порты Пирей и Салоники, то значительно сложнее будет потом продать маленькие порты", - говорил еще в мае Андреас Тапрантис, исполнительный директор Hellenic Republic Asset Development Fund (HRADF) – ведомства, которому было поручено курировать программу "кризисной" приватизации.
При таком сценарии рассматривался вариант продажи региональной группы портов – в таком случае в группу, включающую порт Пирей, что вблизи Афин, вошли бы также гавани Рафина, Элефсина и Лаврион, примыкающие к столичному округу.
Обслуживать сделку согласились банки Morgan Stanley и Piraeus Bank SA, которые объявили о возможности выручить от продажи и реконструкции недвижимости 65 млн евро.
Полоса препятствий Несмотря на то, что изначально были оговорены сроки продажи портов – около 3 месяцев – реформы надолго забуксовали. Обвинения правительства в проволочках появились в греческих СМИ еще в начале года. Деструктивная риторика была связана прежде всего с тем, что на приватизацию портов возлагались немалые надежды в контексте экономической программы правительства по выходу из кризиса – звучали утверждения вплоть до того, что удачная продажа этих активов могла бы спасти страну от надвигающегося банкротства.
Бюрократия, непоследовательность в принятии решений и всеобщая неопределенность, царящая среди находящихся у власти экономистов – эти моменты, с точки зрения местных СМИ, и стали главными врагами процесса приватизации, которые лишь отпугивают потенциальных инвесторов.
В начале года ходили слухи о том, что возникли сложности с единственным крупным инвестором, уже работающим в Греции – китайской China Ocean Shipping Company (COSCO). COSCO, которая входит в десятку крупнейших контейнерных операторов мира, в 2010 году получила в аренду на 35+5 лет 2 причала в порту Пирей, что стоило ей 4,3 млрд долл., или 125 млн долл. в год.
Сейчас компания пристально следит за приватизационным процессом, движимая понятным желанием сохранить свое положение в Греции. По информации греческих СМИ, китайский оператор вынужден был предъявить претензию правительству страны в связи с тем, что ему не были возмещены 32 млн евро, уплаченных как НДС на уже сделанные инвестиции. Это даже стало предметом переговоров между Китаем и Грецией на дипломатическом уровне, в ходе которых Грецию обвинили в чрезмерной бюрократизации инвестиционного процесса.
Второй причиной задержек с реформами стали уже упомянутые дискуссии вокруг формата продажи. А также – двукратное проведение внеочередных выборов в мае и июне, из-за которых работа приватизационного ведомства оказалась парализована более чем на 5 месяцев.
Лишь после прошедших в июне выборов процессы денационализации снова начали активизироваться. И тогда появились новые трудности, поскольку пришедшие к власти политсилы заговорили не только о приватизации, но и о создании новой системы управления портовой отраслью.
В частности, речь шла о необходимости заключения нового соглашения между союзами стивидоров и портовыми администрациями для снижения расходов грузовладельцев. "Когда судно заходит в греческий порт – владелец идет на переговоры с докерами, и все они входят в каике-то профсоюзы. Поэтому когда клиент порта прости 15 докеров для разгрузки – союз отвечает ему, что необходимо 40", - описал тогда ситуацию Антонис Самарас, лидер правоцентристских "Новых демократов" – партии, победившей на выборах. По его словам, пересмотр нормативной базы по портам позволил бы привлечь в отрасль больше инвестиций. От ряда стивидоров звучали жалобы на то, что при заходе судна в греческий порт требуется не менее 32 подписей.
С точки зрения инициаторов реформ, принимаемые шаги позволят греческим портам стать более конкурентноспособными рядом со своими конкурентами – портами Турции и Италии. Тем не менее, понятно, что подобные новшества не очень приветливо встречаются профсоюзами, а потенциальные проблемы с профсоюзами, в свою очередь, снижают привлекательность портового бизнеса в глазах потенциальных инвесторов.
Кому они нужны Пока наиболее предметный интерес к греческим портам проявила та единственная компания, которая уже имеет опыт инвестирования в греческие инфраструктурные активы. В июне появилось заявление Cosco о том, что она готовит детальное технико-экономическое обоснование под запланированную Грецией 65-милионную программу приватизации. "Мы лишь ждем формирования нового правительства, чтобы объявить о своем окончательном решении", - сказал тогда Фу Ченгуи, управляющий директор контейнерного терминала в Пирее, которым оперирует Cosco Pacific.
В данный момент Cosco управляет в порту двумя причалами – вторым и третьим, - однако рассматривает еще и возможность взять в управление первый причал (сейчас управляется государством), а также бизнес по обслуживанию круизных линий, техническому обслуживанию судов и прибрежную недвижимость. Кроме того, Cosco Pacific может инвестировать 350 млн долл. в логистический центр примерно в 20 милях от Пирея.
Интересно, что, по словам Ченгуи, Cosco разработала план на случай возможного выхода Греции из Еврозоны. "У нас имеется несколько пакетов решений, и некоторые из них рассчитаны на худшую ситуацию", - сказал представитель компании. До сих пор, говорит Ченгуи, бизнес в Греции был довольно успешным – компания превзошла исторические рекорды Пирея по перевалке контейнеров. В 2011 оборот местных причалов Cosco составил 1,8 млн TEU, что более чем в два раза выше, чем у причала №1, который управляется Администрацией порта Пирей (500 тыс TEU). По прогнозам Cosco, в 2012 контейнерный оборот порта составит 2,1 млн TEU, а в дальнейшем мощности Пирея увеличатся до 3,7 млн TEU, что должно сделать его ведущим хабом на Средиземном море для китайского экспорта в Европу. В данный момент китайская компания проводит модернизацию причала №3 порта, после которой он будет способен принимать крупнейшие контейнерные суда до 18 тыс TEU.
Об интересе к приватизации греческих портов уже заявили в Турции. Согласно заявлению представителя турецкого приватизационного ведомства Паноса Протосалтиса, власти призвали местные компании рассмотреть возможность инвестирования в соседнюю страну. "Турецкие компании заинтересованы в греческих портах. Сейчас как раз правильное время для того, чтобы инвестировать в Грецию", - отмечает Селим Эгли, глава Турецко-Греческого бизнес-совета, созданного при Министерстве развития и внешнеэкономических связей Турции. Вместе с тем, по его словам, интерес к портовым мощностям и яхтенным причалам Эллады проявляют представители не только турецкого бизнеса, но и других стран.
Одной из компаний, проявлявшей пристальный интерес к греческим портам, расположенным со стороны Эгейского моря, ранее называли турецкую Global Yatirim Holding. Этот холдинг занимается инвестициями в сфере финансовых услуг, энергетики и инфраструктуры, важнейшими источниками его доходов служит торговля электроэнергией, газораспределительный бизнес, а также деятельность по добыче угля. Компания уже имеет в управлении несколько портовых объектов.
По словам члена совета директоров Global Yatirim Holding Аднана Наса, компания планирует принимать участие в тендерах по всем греческим портам, за исключением портов в Афинах и Салониках. По состоянию на август ожидалось участие в 23 таких тендерах – на тендер выставляется право по управлению портовыми кластерами, каждый из которых включает несколько малых портов. Аднан Нас сообщил, что холдинг намерен профинансировать выкуп предприятий из собственных средств, но также рассматривается возможность участия в приватизации в партнерстве с греческим бизнесом.
Подобные партнерские проекты в Греции уже были осуществлены. Так, в мае компания Hellenic Duty Free, совместное предприятие между турецкой Setur Marinas и греческой Follie Group, выиграла право на получение в управление на 40 лет острова Лесбос. Остров расположен недалеко от турецкого побережья – от него до одного из туристических центров Турции на Эгейском море, города Айвалык, - 1,5 часа ходу на лодке.
Если говорить об интересе к главным греческим портам, то стоит упомянуть сделанное в прошлом месяце заявление портовой администрации порта Салоники, которая управляет вторым по величине морским предприятием Греции. Было объявлено о привлечении двух инвесторов, компании Lamda Development и Aktor, которые готовы построить и управлять морским вокзалом в Салониках стоимостью 11,3 млн евро. Как ожидается, строительство яхтенной стоянки на 218 причалов займет около 3 лет. Инвестор получит новую инфраструктуру в концессию сроком до 30 лет. Основным источником дохода должен стать туризм.
Интересно, что в некоторых российских СМИ была информация о том, что представители греческого правительства презентовали возможности инвестирования в свои порты перед российским бизнесом. Однако особого интереса подобные перспективы не вызвали – потенциальные покупатели сейчас с недоверием относятся к кризисной Еврозоне и опасаются проблем, связанных с европейскими стандартами оплаты и условий труда.
Несмотря на отмену нормы о минимально необходимом участии государства в активах стратегических отраслей, далеко не все препятствия для приватизации пока сняты. Как отмечают греческие эксперты, страна должна отказаться от еще около 70 подобных законов и регуляторных преград, прежде чем приватизация действительно станет возможной.