Введение Россией утилизационного сбора при ввозе транспортных средств не на шутку обеспокоило украинских автопроизводителей. Что, впрочем, неудивительно: по данным ассоциации "Укравтопром" около 90% экспортной продукции отечественных предприятий поставляются именно северным соседям. Дополнительный налог, который колеблется от 609 до 12,1 тыс. долл. в зависимости от типа машины, повысит ее стоимость на 10-12% и обеспечит российским аналогам значительные конкурентные преимущества.

Производители пока что не могут точно оценить свои потери, однако полагают, что они будут значительными. "За семь месяцев объем экспорта составил 160 млн долл., за восемь – где-то 200 млн долл. Мы теряем 100% возможностей КрАЗа заходить на рынок, потому что ставка налога чрезвычайно высока. Автобусы это практически лишает возможности конкурировать с РФ, так как в этом случае нужно заплатить 4 тыс. долл. за каждую единицу. А для производителей легковых автомобилей это будет напряжение - 600-800 долл. на каждом автомобиле", - сказал Центру транспортных стратегий президент "Укравтопрома" Михаил Резник.

Адекватный ответ Участники рынка полагают, что сегодня Украине есть к чему апеллировать: принятые Россией меры противоречат условиям соглашения о беспрепятственном перемещении товаров через границу между двумя странами. "У нас существует межгосударственное соглашение о беспошлинной торговле. В соответствии с ним, если товар имеет статус происхождения российского или украинского, он передвигается без пошлины на наших рынках. Там четко записано, что, если межгосударственное соглашение ратифицировано парламентом, оно имеет силу большую, чем закон, и признается всеми внешними институтами, в том числе и ВТО. И ни одна из сторон не имеет права в одностороннем порядке ухудшать передвижение товаров по стране. Я уверен, что власть наша активно вступит в дискуссию. Если эта активная дискуссия ничего не решит, то, наверное, мы адекватно примем такое же положение", - заявил почетный президент корпорации "Укравто", народный депутат Тариэл Васадзе.

В преддверии выборов премьер-министр Николай Азаров тут же пламенно пообещал защитить отечественных производителей от дискриминации и ввести аналогичные меры в отношении автомобилей, которые поставляются из России. А Министерство экологии и природных ресурсов сразу подало подготовленный еще в июле проект соответствующего постановления правительства. Однако ставки сбора еще не определены.

Сами же производители полагают, что утилизационный сбор в Украине необходимо вводить на уровне закона, а не постановления Кабмина. Да и ставки предлагают вполне определенные. "Есть наша жесткая позиция: мы за то, чтобы был разработан закон, который жестко регламентирует данный вид налога. И соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Такие проекты законов отработаны. Все участники "Укравтопрома" текст согласовали, подали. Ставки мы предлагаем практически зеркальные тем, которые ввела Россия. Единственное: мы сделали изменения, связанные с теми видами автомобильного транспорта, которые мы не производим. Если в России выпускается коммерческий грузовой автомобиль, а у нас он не производится, то нет смысла закрывать эту нишу, а оставить ее, чтобы к нам пришли западные партнеры, которые бы вместе с нами производили эту продукцию на рынке Украины", - говорит Резник.

Компромиссные варианты Импортеры автотехники, в свою очередь, считают, что введение утилизационного сбора с украинской стороны не принесет отрасли ровным счетом ничего хорошего. Ведь устанавливать его потребуется не только для российских автомобилей, а для всех. А это уже грозит нашей стране серьезными санкциями со стороны других государств. "Торговая война не принесет пользы абсолютно никому. Если Россия сохранит утилизационный сбор, а Украина введет свой, то для первой это обойдется без ощутимых последствий, так как в РФ работают 28 заводов, выпускающих 1,8 млн автомобилей. И только 4% из них экспортируется в Украину. Это небольшая потеря для их производителей, в отличие от Украины, которая экспортирует 95% своей продукции в Россию. Если будет введен утилизационный сбор для всех автомобилей, то ВТО будет получать жалобы против Украины, что, в свою очередь, может обернуться серьезными санкциями для отечественного экспорта в других отраслях", - сообщил Центру транспортных стратегий генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Он полагает, что для решения проблемы властям нужно принимать совершенно другие меры, так как утилизационный сбор является лишь ответом РФ на спецрасследование в отношении российских автомобилей и возможное введение ввозных пошлин. "Производители говорят о нарушении договора о беспошлинной торговле? А что же тогда ввозная пошлина на российские автомобили, если не нарушение? Я вижу только один выход из ситуации: Украина должна прекратить расследование, выступить с доброй волей, сказать, что мы ничем не угрожаем российскому автопрому, и договориться об ответной отмене утилизационного сбора", - резюмирует Назаренко.

Высадка в России Существует альтернативный способ сохранить российский рынок. Однако он потребует гораздо больше усилий и ресурсов, а результаты могут и не оправдать себя. Речь идет о локализации производства в РФ. "Власть России системно, на высочайшем и профессиональном уровне защищает свой рынок. Россияне подняли пошлину и сказали: "Господа производители, вы хотите этот рынок? Хотите присутствовать? Пожалуйста: стройте заводы, вот вам постановление 166, которое вам предоставляет определенные льготы", - говорит Васадзе.

Однако при этом "Укравто" не готова рассматривать вопрос создания собственных мощностей на территории России. "Учитывая такую стагнацию рынка, учитывая все процессы, которые происходят между Россией и Украиной, и даже, если бы была экономическая возможность и техническая, нужно было бы хорошо подумать и сделать серьезный расчет. Потому что там гонка ¬– 110 млн автомобилей. Идет жестокая конкуренция на рынке. Так что нам надо пока в своем доме разобраться, чтобы ЗАЗ, Черкассы, Ужгород и остальные были на 100% загружены. А потом или кто-то, или объединившись, можно было бы что-то предпринять. Но пока "Укравто" серьезно развивает дистрибьюцию ", - говорит почетный президент корпорации.

О возможности построить завод в РФ ранее заявляла корпорация "Богдан". Однако пока что проект находится на начальных стадиях. "На сегодня корпорация "Богдан" ведет переговоры с рядом мировых производителей. Конкретных действий на сегодня еще нет", - сообщил Центру транспортных стратегий пресс-секретарь компании Сергей Красуля. Предприятие располагает двумя площадками в Нижегородской области, на одной из которых можно организовать крупноузловую сборку, а на второй – построить завод мощностью 150 тыс. автомобилей в год. Необходимый объем инвестиций пока не озвучивается. Но строительство завода в Черкассах обошлось корпорации в более чем 350 млн долл., а вложения в луцкие мощности – в более 120 млн долл.

Сложно сказать, чем закончится полемика между Россией и Украиной в вопросах защиты автомобильного рынка. Пока же отечественным производителям придется пересмотреть структуру расходов и доходов, а также всерьез задуматься о новых рынках сбыта.