Последний прогноз Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по прибыли авиакомпаний мира на 2012 год - 3 млрд долл. при консолидированной выручке 631 миллиарда долл. (рентабельность - 0,5%). На фоне не лучших для отрасли показателей 2011 года (7,9 млрд долл. прибыли, доходность - 1,3%) эти цифры выглядят еще более печально. Ситуация в отрасли нестабильна, говорит глава IATA Тони Тайлер. "К сожалению, данная тенденция наблюдается в связи с опасениями ухудшения экономической ситуации в Европе. Индекс доверия в деловых кругах, как и индекс потребительского доверия, падают. И первые признаки этого мы видим в замедляющихся темпах роста спроса и неустойчивых коэффициентах загрузки", - отметил руководитель организации. Тем не менее, авиационные рынки в разных регионах мира развиваются неравномерно.

Европа - хуже, чем где-либо Нынешнее время в Европе не кажется очень хорошим для активных воздушных путешествий. Если в ряде других регионов мира кризис еще либо не добрался до авиационной отрасли, либо уже отпустил ее, то Старый Свет, похоже, основательно погряз в проблемах. Экономики Ирландии, Греции, Португалии, Италии, Испании безнадежно ослаблены, а "флагманы" континента - Германия, Франция, Великобритания - под грузом собственных проблем не демонстрируют готовности предложить хотя бы какие-то краткосрочные меры.

Интенсивность бизнеса, торговли, уровень веры потребителей в экономику следуют нисходящему тренду, что в первую очередь сказывается на объемах воздушных перевозок. Это подтверждают последние данные IATA, которые свидетельствуют: авиакомпании Европы страдают больше других. Обнародованные организацией в начале июля результаты перевозок за май показали, что темп роста авиарынка основательно замедлился в сравнении с апрелем.

Все регионы мира продемонстрировали определенный рост в мае, однако в Европе он оказался почти самым низким: 4,1% (ниже только в Северной Америке - на 1,5%). На фоне темпа роста в других регионах - 15,8% на Ближнем Востоке, 9,7% в Африке, 7,4% в Латинской Америке - становится очевидным, что авиация Европы лишь пытается выжить.

"Да, пока мы видим еще один достаточно успешный месяц. Но взгляд на тенденцию месяц к месяцу обнаруживает стойкую зависимость авиарынка от проблем в экономике, которая продолжает слабеть на большей части континента. С начала 2012 года роста почти нет - в мае к маю прошлого года он составил всего 0,2%", - говорится в отчете IATA.

Похожие настроения - и в другом отчете организации, основанном на финансовом мониторинге авиакомпаний. Прибыли авиакомпаний в 1 квартале существенно снизились в сравнении с 1 кварталом 2011 года. Причем цифры Европы оказались значительно хуже, чем для других регионов. По факту, слово "прибыль" не может быть применено к европейским авиаперевозчикам.

В 1 квартале 2011 года операционная прибыль всех авиакомпаний мира составила 2,6 млрд долл., при этом убытки европейских перевозчиков - 1,7 млрд долл. В 1 квартале 2012 авиакомпании Северной Америки получили прибыль в размере 2,15 млрд долл., Азиатско-Тихоокеанского региона - 718 млн долл., Латинской Америки - 266 млн, Ближнего Востока - 270 млн. Этот же период принес перевозчикам из Европы 2,15 млрд долл. убытков. Европа движется не в ногу с остальной мировой авиаиндустрией, и это вызывает опасения.

Но хуже всего то, что, существенно увеличив провозные емкости с начала года, авиакомпании оказались в уже знакомом им положении, когда количество мест начинает существенно превышать объемы спроса. "Слабый показатель коммерческой загрузки был очевиден в мае в сравнении с апрелем, поскольку рост мощностей происходил быстрее, чем ускорялся спрос", - прокомментировали в IATA. По данным организации, тарифы авиакомпаний в этом году упали на 2%. И новости для европейских операторов не самые утешительные: опережение предложения над спросом, похоже, продолжится.

Согласно данным, выданным на прошлой неделе GTMC  (The Guild of Travel Management Companies), особенно интенсивный спад наблюдается в секторе авиаперевозок по заказам туристических агентств. Кроме того, последний отчет Всемирной ассоциации деловых поездок GBTA (Global Business Travel Association) утверждает, что "финансовый кризис в Еврозоне кардинально сократит количество деловых поездок в США в этом году".

"В начале года мы создали несколько моделей сценариев для американского рынка бизнес-авиации в связи с долговым кризисом в Европе. Для умеренно пессимистичного сценария мы спрогнозировали, что длительная рецессия в Европе приведет к сокращению деловых поездок в США. К сожалению, этот сценарий сейчас воплощается в жизнь", - говорит Михаэль МакКормик, исполнительный директор и главный операционный директор GBTA.

Сталкиваясь с этой и другими проблемами, среди которых медленный рост рабочих мест, падение потребительского доверия и розничных продаж, сокращение доходов, компании отрасли, по словам МакКормика, заняли выжидательную позицию, надеясь все же на то, что экономическая среда будет улучшаться.

Конечно, замирание на время экономической бури - не лучшая стратегия для развития. Однако не исключено, что это лучшее, что смогут выбрать европейские авиакомпании на ближайшие месяцы, если не годы. 

Африка притягивает взоры Тем временем, к примеру, на африканском континенте ситуация кардинально противоположна. Темпы роста рынка здесь настолько выбиваются из общеотраслевых тенденций, что аналитики уже даже начинают прогнозировать жаркие бои за него со стороны авиакомпаний из других регионов.

В прошлом месяце инвестиционная компания Lonrho, которая котируется на Лондонской бирже и фокусируется на инвестициях в активы в Африке, объявила о запуске новой бюджетной авиакомпании. Было объявлено, что целью создания компании является обслуживание растущего спроса на авиаперелеты в восточной, центральной и западной частях континента. Помимо этого, правительства нескольких африканских стран также имеют грандиозные планы по развитию авиационного сектора, в том числе лоу-кост сервисов.

"Возник какой-то безумный ажиотаж вокруг того, чтобы непременно попасть в Африку. Да, некоторые африканские рынки на данный момент показывают впечатляющие темпы роста в сравнении с остальным миром. Только нужно понимать, что это происходит на фоне очень низкой сравнительной базы", - говорит Эрик Вентер, глава компании Comair (региональный авиаперевозчик США, дочерняя структура авиакомпании Delta Air Lines). По его словам, слишком активная шумиха и переоценка потенциала африканских рынков может создать небезопасную ситуацию.

К примеру, возможно повторение того, что произошло в Индии несколько лет назад. "Тогда рынок, который создавал впечатление разогретого, оказался не готов к появлению новых компаний, и все закончилось банкротством целого ряда перевозчиков", - напоминает Вентер.

Вместе с тем государственная Ethiopia Airlines и базирующаяся в Найроби Kenya Airways активно инвестируют в развитие флота, чтобы закрепить за собой сферы влияния и захватить новые рынки. Так, Эфиопия инвестирует 2,6 млрд долл. в новые самолеты, и Ethiopia Airlines станет первым африканским перевозчиком, который будет эксплуатировать ультрасовременные самолеты Boeing В-787 Dreamliner. Перевозчик имеет заказ на 10 таких воздушных судов, а также - программу развития аэропорта в Аддис-Абебе как хаба между странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Кения Airways планирует увеличить флот вдвое в ближайшие 5 лет, инвестировав в покупку новых самолетов 3,6 млрд долл. Более того, до конца этого года перевозчик намерен запустить свою дочернюю лоу-кост компанию - JamboJet.

"Эфиопия хочет стать узловой точкой для авиатрафика во всей Восточной Африке. И она находится совсем рядом с Кенией, которая имеет абсолютно такие же амбиции", - говорит Вентер.

Когда в регионе начнет работать еще и EasyJet, тут может стать крайне тесно. "Маршруты в Дар-эс-Саламе, Найроби и Энтеббе уже и так раньше обслуживались. Я думаю, мы еще увидим тут настоящую войну", - считает эксперт рынка.

По его словам, Comair не будет делать попыток искать новые рынки в Африке - несмотря на то, что дальность полетов ее новых Boeing В-737-800 позволяет долететь до Найроби.

В феврале компания задекларировала убытки - впервые за 60 лет. Причинами стали рост цен на топливо и жесткая конкуренция. Теперь перевозчик обновляет свой флот, его новые воздушные суда будут сжигать на 18% меньше топлива.

Роберт Фэй, директор  по продажам Boeing в Африке, утверждает, что эксплуатация нового типа воздушного судна позволит Comair существенно сократить операционные затраты. "Рост цен на топливо и высокие эксплуатационные расходы оказывают давление на операционные расходы авиакомпаний по всему миру, и новые типы судов конструируются как раз с учетом этих особенностей текущей рыночной ситуации", - сказал он.

По прогнозам самолетостроительной корпорации, рост пассажиропотока в Африке в 2012-2013 годах будет превышать среднемировой темп - в Boeing считают, что он составит не менее 5,6% за этот период на фоне среднемирового показателя 5%. В это же время флот авиакомпаний континента, как ожидается, вырастет на 94% до 1300 воздушных судов.

Вместе с тем примеры неудач в авиационном бизнесе за последнее время имеются уже и на этом континенте. В этом году африканская лоу-кост компания Velvet Sky обанкротилась и была ликвидирована после того, как оказалась неспособна оплатить свои счета за авиакеросин. Многие другие местные авиалинии декларируют убытки и выражают обеспокоенность насчет будущих доходов и стабильности рынков.

По материалам Air & Business Travel News, BusinessDay