Чемпионат Европы по футболу, к которому усиленно готовилась транспортная отрасль, благополучно завершился. После спешной модернизации пути, изменения графика движения поездов и непростого запуска совершенно новых, необъезженных толком экспрессов Hyundai HRCS2 Украина может, наконец, перевести дух. Однако возникает вопрос: какова дальнейшая судьба ускоренного пассажирского движения на железных дорогах? Пока что корейские составы связывают Киев с Харьковом, Львовом и Донецком. И "Укрзализныце" уже пришлось выслушать немало упреков в свой адрес после первых рейсов. Впрочем, власти все же делают определенные шаги навстречу пассажирам. Например, в начале июля парламент отменил налог на добавленную стоимость при продаже билетов на эти поезда.

Сама "Укрзализныця" делится дальнейшими планами относительно будущего Hyundai очень осторожно. "Сейчас в планах "Укрзализныци" реализовать курсирование "Украинских экспрессов" (Интерсити + по маршруту Киев–Днепропетровск–Киев). По предварительным расчетам время пребывания в дороге поездов Интерсити + между Киевом и Днепропетровском составит около пяти часов", – сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе Госадминистрации. По данным железнодорожников, для внедрения ускоренного движения поездов на этом направлении необходимо выполнить модернизацию 96,7 км пути, ремонт – около 760 км, выправку пути комплексом машин – 850 км.

"Также планируется провести работы по модернизации и ремонту стрелочных переводов, в частности, укладку новых стрелочных переводов, выправку стрелочных переводов комплексами машин, осуществление их среднего ремонта, а также ремонт переездов", – отметили в "Укрзализныце".

Правда, для запуска Hyundai в Днепропетровск железнодорожникам предстоит решить еще некоторые проблемы. В частности, традиционный маршрут движения поездов – через Знамянку, Пятихатки и Верховцево – является также грузовым ходом. А это, в свою очередь, может повлечь за собой необходимость выставить ограничения по скорости для экспрессов. Существует и альтернативный вариант – Киев–Гребенка–Полтава–Лозовая–Синельниково–Днепропетровск. Большая часть этого направления является преимущественно пассажирским ходом. Но в таком случае протяженность пути значительно удлиняется, а, значит, увеличивается и цена билета. Разница между двумя маршрутами составляет около 163 км.

О других городах "Укрзализныця" пока не говорит, хотя ранее заявляла о возможности запуска скоростных поездов из Киева в Одессу. "Маршруты внедрения скоростного движения в другие города сейчас прорабатываются", – сообщили в Госадминистрации. Впрочем, шансы одесского направления стать конкурентоспособным не очень велики, так как протяженность железнодорожного полотна на этом маршруте гораздо больше автомобильной трассы. Судите сами: расстояние от центра Киева до центра Одессы – 475 км, тогда как поездам приходится преодолевать 655 км. Поэтому сейчас преимущество во времени имеют автобусы, а для запуска экспрессов потребуется серьезная модернизация пути.

По мнению экспертов, перспективным направлением для "Украинских экспрессов" мог бы стать маршрут Киев–Запорожье. "Запорожье – крупный город с населением около 800 тыс. человек. А если считать агломерацию, то 1,1 млн. Кроме того, уровень покупательной способности достаточно высокий. Думаю, Запорожье способно генерировать достаточный поток пассажиров, готовых добираться до Киева примерно за шесть часов", – сказал Центру транспортных стратегий заместитель директора Центра экономического и политического анализа Антон Кравченко.

Запуск корейских поездов на данном направлении не потребует от железнодорожников большого объема путевых работ. Ведь большая часть маршрута – от Киева до Лозовой – является частью пассажирского хода, на котором внедрялось ускоренное движение. "В то же время направление Лозовая–Запорожье протяженностью порядка 180 км является частью хода Москва–Харьков–Симферополь и совпадает со скоростным коридором поездов Skoda CityElefant Харьков–Днепропетровск. Поэтому объем работ будет зависеть от требований к скорости и желаемого времени хода", – отмечает Кравченко.

Кроме того, перспективным может стать и изменение маршрута курсирования экспресса Киев-Львов, который сейчас преодолевает это расстояние без остановок в течение пяти часов по магистрали Киев-Коростень–Шепетовка–Здолбунов-Львов и, соответственно, теряет потенциальный пассажиропоток, сосредоточенный в крупных городах.  "Поезд Киев-Львов следует по маршруту через Шепетовку и Здолбунов, а потому не делает промежуточные остановки в пути. Хотя изначально проект предполагал реконструкцию для скоростного движения главного пассажирского хода - линии Киев-Винница-Хмельницкий-Тернополь-Львов. Несмотря на то, что такой маршрут немного длиннее, он охватывает крупные города на западе Украины, а потому обеспечил бы "Укрзализныце" дополнительные пассажиропотоки и повышал бы экономическую эффективность проекта", - говорит Кравченко.