Морской порт Гент расположен в 30 километрах от морского побережья в восточной Фландрии (Бельгия) и пребывает несколько в тени своего огромного соседа - Антверпена. Несмотря на достаточно скромный по европейским меркам грузооборот в 50 млн тонн в год, это один из немногих портов, дающих инвесторам немалые возможности для развития. Актуальной проблемой крупных гаваней является отсутствие свободных земель. Однако в Генте бизнесу есть где развернуться, поскольку предприятие готово предоставить для разработки более 600 га неосвоенных территорий.
Какая форма взаимоотношений с частными инвесторами принята в порту Гент?
До 2000 года мы были полностью государственным предприятием. Но затем в структуре произошли кардинальные изменения: мы превратились в автономную муниципальную компанию. То есть порт находится в собственности города, однако операционную деятельность ведет частный бизнес. Существует так называемый большой совет директоров, который состоит из политиков, представителей городских властей. А перед ним отчитывается малый совет, который состоит из бизнесменов, и рассказывает о том, что происходит в порту, на что направляются инвестиции, какие грузы переваливаются, какие новые виды товаров удалось привлечь.
То есть перевалкой грузов занимаются исключительно частные компании?
Да, некоторые из них работают здесь более 100 лет и имеют собственную территорию. Однако остальные земли принадлежат порту, и мы передаем их частным компаниям на условиях концессии сроком на 30 лет. Но это вовсе не значит, что через 30 лет партнеру нужно уйти. Как правило, если мы видим успешное развитие, то проводим переговоры за год до окончания этого срока и продлеваем контакт. И эта модель прекрасно работает!
Как, на Ваш взгляд, отразится принятие закона о морских портах Украины на инвестициях в отрасль?
К сожалению, я не знакома с новой редакцией закона, но я думаю, что совершенствование законодательной базы - это всегда хорошо. На мой взгляд, это поможет Украине привлечь необходимые инвестиции в портовую инфраструктуру. Возможно, это облегчит приток иностранного капитала в страну.
Наша система заинтересовала руководство порта Николаев
Какая форма, на Ваш взгляд, является оптимальной - приватизация либо концессия? Какие преимущества и недостатки каждой из них?
Я не думаю, что у концессии есть какие-либо риски. Достаточно просто посмотреть на доходы, которые наш порт получает от концессии. К тому же, если в порту работает частный бизнес, то это позволяет ему быть более гибким в реализации различных проектов. Если вы хотите привлечь клиента, то такая модель значительно упрощает вам задачу. Вы можете вести с ним переговоры и подстраиваться под его требования. Что же касается приватизации, то я вряд ли смогу прокомментировать такую форму, поскольку мы не являемся полностью частной структурой. Но, я думаю, наша система эффективна. К тому же она заинтересовала руководство украинского порта Николаев, с которым у нас подписан меморандум о сотрудничестве. Мы выслали им документы и показали, как функционирует этот механизм. А их представители уже нанесли нам несколько визитов.
Какие грузы доставляются из Николаева в Гент?
Грузопоток из Украины сегодня составляет около 1 млн тонн в год. Мы переваливаем на наших мощностях около 50 млн тонн в год, и 1 млн тонн на одно государство - достаточно неплохой показатель. Из этого объема около 200 тыс. поступает из Николаева. Мы переваливаем, в частности, антрацит, зерно, удобрения и другие товары. И мы хотели бы наращивать их количество, причем не только из Николаева, но и всей страны. Ведь сегодня мы сотрудничаем в целом с 10-11 украинскими портами. К примеру, мы получаем уголь из Донецкого региона. Украина занимает 11-е место среди стран, с которыми мы имеем торговые отношения. Это хороший показатель, но можно ведь сделать и лучше! И мы работаем над этим. Ведь ваша страна имеет очень большой потенциал для роста. Но здесь все продвигается не настолько быстро, как на Западе. В Украине нужно встречаться с людьми снова и снова, делиться информацией, постепенно налаживать отношения.
Расскажите, пожалуйста, о новом проекте водного сообщения с Парижем.
Это судоходный канал от Гента к Парижу для барж, работающих на внутренних водных путях. На нем есть участок протяженностью 106 км, который нужно углублять и расширять. Кроме того, требуется провести работы на некоторых мостах для беспрепятственного прохода судов. Проект предполагается реализовать за счет государственных средств. Но проблема в том, что эта часть пути расположена на территории Франции. Поэтому для реализации проекта необходима поддержка нового президента страны.
Сколько нужно инвестировать в этот проект?
Я не готова назвать точную сумму. Скажу лишь, что это очень масштабный проект.
Если новый президент Франции все же одобрит данный проект, как это отразится на пропускной способности канала?
Думаю, что грузопоток в этом случае вырастет примерно в 10 раз. Ведь сейчас баржа может довезти до Парижа не более 400 тонн. Но, как только работы на этом участке будут завершены, можно будет транспортировать из Гента 4400 тонн на одном судне. Тем более, во Франции в скором времени пройдут спортивные состязания, и ей потребуются строительные материалы и большие баржи для их перевозки. А у нас есть песок и очень хороший способ доставки.
Какие еще проекты планирует реализовать порт в ближайшем будущем?
В первую очередь, это строительство новых шлюзов. Существующие способны пропускать суда дедвейтом до 92 тыс. тонн, то есть панамаксы. Но когда к 2020 году будет готов новый шлюз, мы сможем принимать суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. Сегодня это просто жизненная необходимость, поскольку компании, которые доставляют свои товары, используют для этого крупногабаритные суда. И флот, который строится сегодня, становится все больше и больше в размерах. Конечно же, постпанамаксы - это не такие большие суда для того же Антверпена, однако достаточно крупные для нас. У нас в Генте находится сталелитейный комбинат Arcelor Mittal, который закупает железную руду и уголь и нуждается в соответствующем тоннаже. Сейчас теплоходам необходимо частично разгружаться до прохождения шлюза, что создает им серьезные неудобства.
Хочу также сказать, что в порту есть 660 гектаров неосвоенной земли. И мы, в свою очередь, обеспечиваем доступ к ней и со стороны моря, и по железной дороге, и по автомобильной, и с помощью внутренних водных путей. Сегодня практически ни у одного порта в Европе нет такого количества свободных площадей.
Возможно, осваивать эти земли придут и украинские инвесторы?
Кто знает? Последний зарубежный инвестор в нашем порту был из Бразилии.
Читайте также Порт Гданьск: ситуация в Польше напоминала Украину.