Госпакет акций крупнейшего авиаперевозчика страны - компании "АэроСвит" - снова будет выставлен на продажу. Согласно приказу Фонда государственного имущества (ФГИ) №528 от 17 апреля, планируется реализовать 22,394% уставного капитала перевозчика номинальной стоимостью всего лишь 4,336 млн гривен. Потенциальные покупатели все те же - частные совладельцы компании, представляющие интересы двух крупных финансово-промышленных групп. Однако вопрос в том, насколько интересен для них данный актив?

Напомним, что не так давно ФГИ уже пытался приватизировать госдолю в "АэроСвите". Еще в сентябре 2009 года консалтинговая фирма "Остров" оценила выставленный пакет в 17 млн грн. Результаты оценки моментально раскритиковал совладелец авиаперевозчика Игорь Коломойский, назвав ее заниженной в 10-12 раз. В результате продажа была заблокирована определением  Окружного административного суда Киева.

Судебная турбулентность Три года тому назад частные собственники компании активно выясняли отношения между собой. После выхода из их состава основателя "АэроСвита" Арона Майберга более 50% уставного капитала сконцентрировались в руках структур, аффилированных с сопредседателем наблюдательного совета Григорием Гуртовым и Игорем Коломойским. Однако этой доли было явно недостаточно для того, чтобы принимать решения на собраниях акционеров, поскольку для обеспечения кворума требуется присутствие владельцев не менее 60%. А потому попытки утвердить выгодную для одной из сторон редакцию устава и состав набсовета блокировались другой. Ни "ГенАвиа-Инвест", которая входит в инвестиционно-финансовую группу EastOne Виктора Пинчука, ни Фонд госимущества участвовать в собраниях акционеров и голосовать за такие решения не желали.

Оппоненты также предпринимали попытки отобрать друг у друга доли через суд. Например, компания Gilward Investments оспаривала сделанную еще в 2004 году покупку акций "АэроСвит" "ГенАвиа-Инвестом" у агентства "Аэротур". А генеральный директор-президент EastOne Геннадий Газин говорил, что продажа Ароном Майбергом своей доли в компании может быть обжалована в судебном порядке, так как проводилась без ведома "ГенАвиа-Инвеста".

Если госпакет будет разделен пропорционально вкладам участников, то структуры Гуртового и Коломойского получат более 60% в уставном капитале "АэроСвита"

Однако эти выпады не увенчались успехом, и конфликт вокруг "АэроСвита" начал постепенно затихать. За последние три года акционеры компании не смогли провести ни одного собрания. И наверняка пауза продолжалась бы дальше, если бы не повторная попытка ФГИ продать свою долю в уставном капитале перевозчика. И, скорее всего, передохнув и зализав раны, стороны снова перейдут к активным действиям.

Официально ни один из частных собственников пока не комментирует решение Фонда госимущества. Но позволим себе высказать несколько предположений относительно дальнейшего сценария. "ГенАвиа-Инвест" не заинтересован в управлении "АэроСвитом" и хочет выйти из состава акционеров. Для этого компания вела переговоры с остальными участниками ЗАО о продаже своего пакета. Однако сторонам пока не удалось договориться о цене. И это вполне объяснимо, поскольку продавцу зачастую присуще желание получить за свой товар больше, а покупателю - заплатить меньше.

Самолет двоих не вынесет А вот здесь и начинается самое интересное. Пакет Фонда госимущества с момента предыдущей попытки приватизации подешевел почти в четыре раза. Поэтому вряд ли кто-либо из акционеров откажется от приоритетного права на выкуп доли в ЗАО по такой низкой цене. Но, если все совладельцы дадут свое согласие, и государственные активы будут разделены пропорционально вкладам участников, то структуры Гуртового и Коломойского получат более 60% в уставном капитале "АэроСвита", что, в свою очередь, обеспечит им необходимый кворум на собраниях и возможность принять нужные решения.

Правда, голосовать они смогут лишь простым большинством, так как доля "ГенАвиа-Инвест" в этом случае превысит 30%. А, значит, их оппоненты не смогут провести те изменения, для которых необходимо 75% голосов. По закону об акционерных обществах, такое количество требуется, например, для принятия новой редакции устава, изменения типа общества, увеличения либо уменьшения уставного капитала, прекращения деятельности предприятия. То есть, если совладельцам "АэроСвита" не удастся найти общий язык, они не смогут преобразовать его из закрытого акционерного общества в частное и утвердить новый устав.

Поэтому Gilward Investments, Investment Advisors Group и "Бюро" будут заинтересованы в том, чтобы "ГенАвиа-Инвест" отказалась от своего права приобрести часть государственной доли. В этом случае ее 24,99% акций не будут влиять не возможность остальных принимать решения.

Со своей стороны "ГенАвиа-Инвест" прекрасно осознает, что такой сценарий лишит ее долю в "АэроСвите" какой-либо привлекательности, и шансы продать ее за хорошие деньги заметно снизятся. Поэтому не исключено, что пауза в борьбе за активы крупнейшей авиакомпании страны - всего лишь затишье перед бурей. И вторая попытка приватизации будет снова сопровождаться судебными исками и многочисленными публичными заявлениями.