Севастопольский аэропорт "Бельбек" вскоре может заслужить славу "переходящего знамени", так как за последние два года сменит уже второго хозяина. Недавно стало известно, что украинский предприниматель, совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский решил продать права на аренду аэропорта "Бельбек", которые он приобрел в прошлом году.

Что же все-таки подтолкнуло бизнесмена к такому скоропостижному шагу, кому достанутся "воздушные ворота" города-героя, и каковы перспективы "Бельбека" ‑ сегодня эти вопросы для Севастополя стоят первыми на повестке дня.

Тайная ротация Когда в прошлом году севастопольский аэропорт взяли в свои руки бизнес-структуры, связанные с Игорем Коломойским, то в городе это восприняли как нечто вроде "спасательного круга". Ведь на протяжении многих лет объект интересом инвесторов не пользовался. До этого аэропорт не эксплуатировался и представлял собой, по сути, законсервированную авиабазу, где принимались только чартеры с VIPами и правительственными делегациями. Став хозяином аэропорта, Игорь Коломойский получил в распоряжение пассажирский терминал, а также взлетно-посадочную полосу, которую предприятие на двадцать лет арендовало у министерства обороны.

Местные чиновники рассчитывали, что бизнесмен вдохнет в стратегический для региона объект новую жизнь, направит на его развитие серьезные инвестиции. В некоторой степени совладельцу группы "Приват" удалось частично оправдать статус "спасителя". Летом текущего года подконтрольные ему авиакомпании "АэроСвит" и "Днеправиа" начали выполнять прямые авиарейсы из Севастополя в Киев, Москву и Днепропетровск. Но период бурной деятельности длился недолго. В конце августа в СМИ просочилась информация о том, что Игорь Коломойский намерен продать свои права на аренду аэропорта. Позже эту информацию обнародовали севастопольские власти. Глава севастопольской городской администрации Владимир Яцуба заявил, что, несмотря на справедливые нарекания в адрес авиакомпании "Днеправиа" по поводу дороговизны авиабилетов, бизнесмен выполнил все взятые на себя обязательства в отношении Севастополя.

Что же все-таки заставило Коломойского столь скоропостижно отказаться от прав на севастопольский аэропорт? Причиной такого решения могло послужить намерение украинского миллиардера "спрыгнуть" с нерентабельных внутренних перевозок и переориентировать свой авиабизнес на международные рейсы. Аргументом в пользу этой версии может служить тот факт, что в этом году "Днеправиа" прекратила выполнение полетов из Киева в Луганск, Черновцы и Ужгород, а также отказалась от планов на открытие регулярных рейсов в ряд других украинских городов. На такой шаг компания пошла из-за систематического повышения в последние годы цен на аэронавигационное обслуживание, услуги аэропортов и авиационное топливо. О желании Коломойского увеличить свое присутствие на международном авиарынке говорит факт покупки датской бюджетной авиакомпании Cimber Sterling, а также открытие новых международных авиарейсов, в частности, Киев-Копенгаген.

Эксперты считают, что на этом фоне  "Бельбек" становится  "ненужным придатком " для украинского миллиардера, и поэтому было бы вполне логично избавиться от него. А вот кому достанется этот  "придаток", пока остается загадкой. Несмотря на то, что информация о продаже прав на аренду аэропорта появилась еще в конце лета, а торги якобы уже состоялись, имя нового владельца никто не разглашает.

Среди наиболее вероятных претендентов на вакантное место в экспертной среде называют российского бизнесмена, владельца ЗАО  "Смарт Холдинг" Вадима Новинского. Как известно, компания реализует в регионе несколько инвестпроектов, самым масштабным из которых является создание круглогодичного национального курорта Balaklava Green. Проект рассчитан на 15 лет. Он предусматривает строительство гостиниц, санаториев, мотелей и кемпингов, супермаркетов, магазинов и заведений общественного питания. Также компания планирует строительство крупнейшего в Восточной и Центральной Европе аквапарка, спортивного комплекса с бассейном олимпийского уровня, яхт-клуба, многочисленных фитнес-центров, SPA-салонов, теннисных кортов и т.д. Объем предполагаемых инвестиций составит порядка $1-1,2 млрд.

kolomoy Помимо этого, с целью увеличения притока туристов компания "Смарт Холдинг" заявила о намерении развивать транспортную инфраструктуру региона. В том числе, представители структуры предложили на условиях государственно-частного партнерства построить в аэропорту "Бельбек" частный терминал.

С этой точки зрения покупка Новинским юридического лица ООО "Аэропорт "Бельбек" гармонично сочеталась бы с его планами по строительству курорта Balaklava Green. Помимо "Смарт Холдинга" в последнее время активный интерес к аэропорту проявила "McKinsey & Company", которая изучает варианты оптимального развития его инфраструктуры. Впрочем, в чьих интересах присматривается к аэропорту эта международная консалтинговая компания пока не ясно.

В числе вероятных хозяев "Бельбека" в политических кругах называют также старшего сына Януковича, интересы которого, как известно, широко представлены в Севастопольской зоне. Однако эта информация звучит только на уровне слухов и догадок.

Инвестиционный вакуум Наряду с грядущей кадровой ротацией в аэропорту сегодня продолжаются активные поиски инвестора для реализации проекта по реконструкции объекта и превращения его в конкурентоспособный аэропорт международного уровня.

Напомним, этот проект включен в перечень первоочередных задач севастопольских властей на ближайшую перспективу. Он предполагает модернизацию и расширение летного комплекса, на территории которого возведут современный пассажирский терминал, логистический комплекс и административные здания. Проект также предусматривает строительство развлекательной инфраструктуры, проведение берегоукрепительных работ, без которых аэропорт не сможет претендовать на статус международного. Площадь реконструкции займет 340 га, в том числе 100 га земель коммунальной собственности. Реализовать его планируется в течение пяти лет, а окупить ‑ за десять лет. Цена вопроса - порядка $300 млн. "Это будет не просто терминал на Бельбеке. Это будет развитие всего района с инфраструктурой, а также прибрежной зоны Севастополя с берегоукрепительными работами", ‑ рассказывает Владимир Яцуба.

Планы, бесспорно, грандиозные. Им без малого уже лет двадцать. За это время в Севастополе сменилась не одна власть, и каждый новый градоначальник пытался заработать себе дополнительные политические бонусы за счет громогласных заявлений о радужных перспективах аэропорта. Однако дальше разговоров дело не доходило. Как уже отмечалось, основная проблема ‑ отсутствие серьезного инвестора. И это, несмотря на, казалось бы, явные географические преимущества аэропорта "Бельбек".