Кампания китайских судовладельцев, которые попытались добиться от властей запрета на использование на судоходном рынке судов Valemax - мегабалкеров, разработанных по заказу Vale - оказалась успешной. Аргументы о том, что использование этих судов грузоподъемностью 400 тыс. тонн может нанести вред экологии страны и ввести в убытки локальных судовладельцев, нашли поддержку у китайского правительства.

Ранее запрет портам Китая на прием "вэйлмаксов" заставил железорудную компанию переориентироваться на более дорогие способы доставки своей продукции. Сначала руда транспортируется в филиппинский узловой порт Subic Bay, где компания нанимает кэйпсайзы и перегружает на них сырье для последующей доставки китайским потребителям.

Теперь же китайские судоходные компании не допускаются к участию в тендерах при фрахтовании более мелких судов. Среди таких судовладельцев, к примеру, оказалась китайская государственная China Ocean Shipping Co.

COSCO - один из наиболее пострадавших от спада на рынке фрахтовых ставок судовладельцев. Компания была также среди тех, кто наиболее активно критиковал перспективы использования на китайском рынке "вэйлмаксов". COSCO и ее коллеги по рынку опасались, что с такими мегасудами Vale  полностью монополизирует доходный рынок поставки железной руды. Бразильская компания продает в Китай около 40% всего годового объема добытой ею руды, который составляет более 300 млн тонн. Действительно, одной из мотиваций Vale при принятии решения о заказе на мегабалкеры стал фактор конкуренции с австралийскими  BHP Billiton и Rio Tinto, которые имеют перед ней ощутимое конкурентное преимущество на данном рынке благодаря более короткому транспортному плечу.

Представители судовладельцев находят и другие убедительные аргументы для своего правительства. "Суда Vale  слишком велики для того, чтобы китайские терминалы могли их безопасно принимать. Компании стоит отказаться от постройки таких крупных судов и снизить их дедвейт до 350 тыс", - говорит Чжан Шучжоу, генеральный секретарь Ассоциации судовладельцев Китая.

Появление мегабалкеров Valemax стало фактором существенного сокращения расходов на логистику для сталелитейных компаний.

Стоит отметить, что появление мегабалкеров Valemax стало фактором существенного сокращения расходов на логистику для сталелитейных компаний. Но одновременно и серьезным вызовом для судоходного бизнеса, чьи прибыли сократились из-за снижения стоимости фрахта.

С октября Baltic Capesize Index, главный ориентир для шиппинговой индустрии основной части мира, постоянно сокращался в основном за счет железорудного сектора, упав более чем вдвое до 1 618 пунктов. Согласно этому индексу, фрахтовые ставки для кейпсайзов сейчас составляют только 39% от их среднего уровня на протяжении последних 12 лет.

Vale не является непосредственным владельцем всех мегабалкеров и подумывает о том, чтоб избавиться и от тех, которые ей принадлежат. Суда были построены при финансовой поддержке Vale для бермудской компании  Berge Bulk и корейской STX Pan Ocean Co. - они получили возможность заключить с бразильцами эксклюзивные долгосрочные контракты на доставку руды. 

Вместе с тем ситуация осложняется тем, что основную часть своих судов (35 единиц, большинство будут сданы в эксплуатацию к 2013 году) Vale строит на китайских судоверфях, с использованием китайской стали и при поддержке займов китайских государственных банков. В данный момент в эксплуатации находится 7 мегабалкеров, построенных по заказу Vale.

По материалам Reuters

Перевод Екатерина Гребеник