Украинские порты страдают из-за недостаточной пропускной способности железнодорожного полотна. На подходах к морским гаваням еще не все участки электрифицированы, а посему грузовым поездам приходится переходить с электротяги на тепловую. Кроме того, на некоторых направлениях необходимо строительство второго пути, так как полотно не позволяет пропускать необходимое количество товарных составов. Мощность припортовых станций также ограничена и далеко не всегда дает возможность обрабатывать нужное число вагонов за определенный промежуток времени.
С похожей проблемой столкнулись также и в России, где за 2013-2015 годы на увеличение пропускной способности по направлению к основным российским портам собираются потратить почти 18 млрд. долларов. Сколько потратят на эти цели в Украине, пока неизвестно, однако какие именно участки придется модернизировать в "Укрзализныце" уже определили. Речь идет об электрификации и строительстве второго пути на таких маршрутах, как Волноваха-Камыш-Заря-Запорожье, а также Долинская-Николаев-Херсон-Джанкой, Черноморская-Береговая, Колосовка-Николаев. Ряд частных портовых операторов также заявил о планах по развитию припортовых железнодорожных путей.
Бутылочное горлышко Насколько же нужно усиливать данные участки, и какие потребуются инвестиции? Рассмотрим, к примеру, направление Волноваха-Камыш-Заря-Запорожье. Участок делится на две части, одна из которых находится в компетенции Донецкой железной дороги, а вторая - Приднепровской. Окончательный проект еще не утвержден, однако Донецкая железная дорога уже разработала свои предложения, которые рассматриваются руководством "Укрзализныци". В частности, предполагается электрификация всего маршрута Волноваха-Камыш-Заря протяженностью 84 км (развернутая длина - 173 км), а также строительство второго пути на 40 км.
Электрификация одного километра пути обходится в 2,1 млн грн.
"В настоящее время пропускная способность участка составляет 19 пар поездов в сутки. Специалисты рассмотрели несколько вариантов и остановились на электрификации путей перегонов и станций, укладке вторых путей на участках Хлебодаровка-Зачатовская, Зачатовская-Розовка, оборудовании станций устройствами электрической централизации, оборудовании перегонов устройствами автоблокировки. Одновременно предлагается построить "южный обход" по станции "Волноваха", а именно - уложить дополнительный электрифицированный путь без захода в парки станции "Волноваха" с Мариупольского направления на Камыш-Зарю. Это даст возможность сэкономить эксплуатационные затраты при курсировании поездов с электротягой без захода и обработки в парках станции "Волноваха", - сообщил Центру транспортных стратегий пресс-секретарь Донецкой железной дороги Владимир Селиванов.
Если же проект удастся реализовать, то пропускная способность участка увеличится до 117 пар поездов в сутки (почти на сто). Однако такой план потребует немалых вложений. Ведь для электрификации нужно будет построить четыре тяговых подстанции, а также провести реконструкцию существующей возле станции "Волноваха". На участке также предлагается проложить компенсированную контактную сеть, которая обеспечит скорость движения поездов 160 км/ч.
"Значительное повышение пропускной способности может создать предпосылки для перераспределения вагонопотоков по железной дороге и тем самым разгрузить крайне загруженный участок на Чаплино, создать условия для увеличения интенсивности движения в направлении Приднепровской железной дороги, улучшить качественные показатели использования подвижного состава", - отметил Селиванов.
Приднепровской железной дороге, в ведении которой находится участок от Камыш-Зари до Запорожья, в свою очередь, нужно будет полностью его электрифицировать и сделать четыре двухпутных вставки. "В настоящее время стоимость электрификации ориентировочно составляет 2,1 млн грн, стоимость строительства 1 км пути - 3,9 млн грн. Согласно принятому варианту, развернутая длина путей, которые необходимо электрифицировать, составляет 200,2 км, а протяженность двухпутных вставок - 12,43 км", - рассказал Центру транспортных стратегий главный инженер Приднепровской железной дороги Юрий Тищенко.
Окончательные цифры будут зависеть от утвержденного проекта. При этом Приднепровская железная дорога пока не готова озвучить данные о пропускной способности данного участка до и после проведения данных работ.
Что же касается участка Долинская-Николаев-Херсон-Джанкой, то здесь следует напомнить, что Одесская железная дорога завершила укладку второго пути на маршруте Долинская-Николаев еще в 2009 году. Общая протяженность вставок составила 52,2 км. А для электрификации всего направления предполагалось привлечь кредит Всемирного банка на сумму 450 млн долл. Работы нужно будет выполнить на 334 км.
При этом Одесская железная дорога пока не комментирует информацию об электрификации участков Черноморская-Береговая и Колосовка-Николаев Но, согласно озвученным ранее планам "Укрзализныци" на 2012-2016 годы, нужно будет выполнить работы на 37 км участка Черноморская-Береговая, 105 км - на участке Николаев-Колосовка.
Частным способом Расширением пропускной способности пути занимались и частные стивидорные компании. Например, "Трансинвестсервис" (ТИС) и Одесская железная дорога построили 5,5 км второго пути на маршруте Черноморская-Береговая, что позволило увеличить возможности по перевалке в Аджалыкском лимане на 5 млн тонн в год. В 2012 году предприятие планирует вложить в железнодорожную инфраструктуру около 20 млн долл. Подробностей проекта предприятие не сообщает, но, по некоторым данным, он позволит увеличить пропускную способность станций в порту Южный на 40 пар поездов в сутки.
В данный момент занимается разработкой и подготовкой проектной документации по строительству железнодорожной станции и созданию специальных объездных железной и автомобильной дорог порт "Ника-тера" (контролируется Дмитрием Фирташем). Пути будут прокладывать в Жовтневом районе Николаева.
Компания "Авлита" также планировала провести реконструкцию подъездных путей на станции "Инженерная" в Севастополе стоимостью 4,5 млн грн и увеличить уровень подачи вагонов с 20 до 30. Однако, по данным стивидора, проект будет несколько изменен. "В связи с внесением ряда изменений в техническое задание данного проекта, его реализация перенесена на более поздний срок. В настоящее время сформировано новое тендерное предложение по реализации данного и других проектов", - сообщил Центру транспортных стратегий заместитель генерального директора "Авлиты" по связям с общественностью и коммуникациям Олег Николаев.
Каким же будет экономический эффект от проведения электрификации и строительства второго пути? "Увеличение пропускной способности участков Хлебодаровка-Зачатовская, Зачатовская-Розовка с 19 пар поездов в сутки до 117 позволит снизить оборачиваемость вагонов. Как результат - увеличение объема выполняемой вагоном работы и дополнительный заработок его владельцам, а также своевременная отправка и более короткое время в пути, что положительно для грузоотправителя. Снижение эксплуатационных затрат и расходов на дизтопливо позволит снизить себестоимость услуг железных дорог, однако "Укрзализныця" вряд ли пойдет на снижение тарифов на грузоперевозки, так как вложенные инвестиции нужно окупать", - говорит аналитик Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло.