Первые попытки "закинуть удочку" в Черноморский бассейн Royal Caribbean предприняла еще в 2008 году. Тогда компания принялась за обследование круизных портов причерноморских стран, чтобы определить готовность их инфраструктуры к работе в условиях пиковых нагрузок. Одним из первых в поле зрения американского круизного оператора попал Одесский морской торговый порт, поскольку он располагал современной инфраструктурой, включающей полный комплекс услуг по приему и обслуживанию туристов. Компания рассматривала его в качестве базового порта.
Несколько позже, в 2010 году, Royal Caribbean заинтересовалась Ялтинским морпортом, с которым тогда была достигнута договоренность о сотрудничестве. Однако из-за отсутствия правового механизма сотрудничества между государством и потенциальными инвесторами в морских гаванях круизному оператору пришлось временно заморозить свои планы относительно "освоения" указанных украинских портов.
Наконец, когда в прошлом году в стране активно заговорили о Законе "О морских портах Украины", предусматривающем возможность передачи морпортов в концессию, Royal Caribbean Int. начала активно лоббировать свои интересы.
Примечательно, что планы американо-норвежской компании по развитию круизного бизнеса в Черном море ни в чем не противоречат планам украинских властей - и те, и другие делают ставку на развитие круизного бизнеса. В конце прошлого года вице-премьер-министр инфраструктуры Украины Борис Колесников среди первоочередных задач работы власти назвал создание в Крыму современной инфраструктуры по приему и обслуживанию круизного флота. "Украинские морские порты с точки зрения привлечения круизных судов будут востребованы тогда, когда будут иметь надлежащую инфраструктуру и их будет как минимум три", ‑ заявил Борис Колесников.
Планов на четверть миллиарда Севастопольский регион - далеко не единственный приоритет компании. Американский круизный оператор также заявил о намерении заняться реконструкцией и развитием ряда других черноморских гаваней, а именно Ялтинского морпорта и грузинского порта Батуми.
Эксперты утверждают, что в первую очередь интерес Royal Caribbean Int. продиктован желанием увеличить свое присутствие на Черноморском побережье, поскольку ключевые круизные порты мира перенасыщены и не способны удовлетворить увеличивающийся спрос на круизные туры. Еще одним стимулом для компании служит активный рост круизной индустрии в мировом масштабе. Так, по прогнозам компании Cruise Market Watch, в 2012 году спрос на круизные путешествия вырастет по сравнению с 2011 годом примерно на 5,6%, а число туристов круизных лайнеров достигнет рекордно высокой отметки ‑ 20,3 млн человек.
При этом, согласно исследованиям, в 2012 году общая прибыль круизной индустрии достигнет 34,1 млрд долларов США. Эксперты прогнозируют, что в течение ближайших 10 лет ежегодный рост круизного бизнеса на Черном море будет составлять 10-15%.
Интерес Royal Caribbean к Севастополю продиктован сразу несколькими факторами. Во-первых, Севастопольский порт является одним из самых перспективных транспортных узлов, имеющим прямые выходы к морских гаваням стран ближнего и дальнего зарубежья. Во-вторых, в пределах города существует причальная инфраструктура высокого технического уровня. В-третьих, Севастополь - единственный в Украине незамерзающий порт.
Одним из наиболее привлекательных и приоритетных проектов руководство порта считает проект Royal Caribbean Int. по реконструкции Морского вокзала. По мнению начальника морпорта Сергея Тараканова, реализация этого проекта позволит не только придать современный вид порту, облагородить центр города, а также обеспечить рост пассажиропотока.
Кроме того, круизный оператор выразил готовность профинансировать еще один не менее перспективный проект ‑ строительство нового причала, способного принимать суда длиной 300 метров и выше (это основное требование круизных операторов).
Сейчас прорабатываются два варианта его размещения. Первый вариант предполагает использовать для этих целей часть причала, принадлежащего Черноморскому Флоту Российской Федерации. Однако последний вряд ли пойдет в ущерб своим интересам. Поэтому более вероятным представляется другой вариант - строительство абсолютно нового причала в районе мыса Хрустальный, внутреннюю часть которого планируется использовать как яхтенную марину. "Есть такая мечта - построить причал за пляжем Хрустальный. Проект сложный. Есть штормовые нагрузки серьезные, поэтому будет присутствовать сезонность", - сказал первый заместитель председателя Севастопольской госадминистрации Сергей Савенков.
По его данным, Royal Caribbean Int. готова инвестировать 250 млн долларов в создание инфраструктуры, позволяющей принимать Севастополю большие круизные лайнеры, в строительство гостиничных комплексов, ресторанов, реконструкцию причальных стенок для приема больших круизников. Руководство морпорта уверено, что реализация этих проектов даст толчок развитию круизной индустрии, а соответственно, увеличению туристического потока. Кстати, в прошлом году в порт зашло 38 круизных судов, а общее количество транзитных пассажиров составило более 26 тыс. человек.
Вопрос времени Интерес американо-норвежской круизной компании вызвал еще один севастопольский объект ‑ морской завод им. Серго Орджоникидзе, который является одним из крупнейших судоремонтных предприятий на Черном море и входит в сферу интересов Петра Порошенко.
В советские времена этот завод представлял собой мощный оборонно-промышленный комплекс, был главным кормильцем города: в лучшие времена обеспечивал работой до 15 тыс. севастопольцев и ремонтировал до 100 боевых кораблей в год. Сегодня завод находится в разрухе и фактически разорван на части.
В конце прошлого года в СМИ просочилась информация, что бизнесмен хочет избавиться от убыточного объекта. Среди вероятных претендентов считают россиян.
По сути, продажа завода - вопрос времени, но вот кому он достанется - россиянам или Royal Caribbean ‑ будет зависеть исключительно от того, кто предложит более привлекательную цену. Некоторые эксперты считают, что более выгодным для города было бы сотрудничество с американо-норвежским оператором. Ведь с учетом масштабных планов Royal Caribbean относительно развития круизной индустрии на Черноморском побережье, компания нуждается в серьезной ремонтной базе. Следовательно, если вопрос продажи решится в пользу круизного оператора, то завод получит второе дыхание.
О планах Royal Caribbean в Ялте читайте в материале ЦТС "Ялтинский порт: что ищет в Крыму ведущий туроператор США"