Протокол о намерениях между Министерством инфраструктуры, Ялтинским морпортом и американским холдингом Royal Caribbean был подписан осенью прошлого года. Несмотря на то, что интерес к порту круизная компания проявляла уже несколько лет, "прорубить" окно в Крым инвестор не мог из-за многочисленных законодательных преград. Тем временем, Ялтинский морпорт медленно, но уверенно шел ко дну. Использование коррупционных схем со стороны руководителей порта и борьба за лакомые участки крымской земли едва не довели "круизные ворота" Крыма до банкротства.
Благодаря сотрудничеству с Royal Caribbean на условиях концессии, самый маленький порт Украины может получить вторую жизнь и стать первой ласточкой среди портовых инвестиционных проектов. В частности, американский холдинг намерен провести глобальную реконструкцию причальных, гидротехнических сооружений Ялтинского порта, обустроить современный многофункциональный причал и пассажирский терминал, расширить портовый бассейн. Масштабное техническое переоснащение предприятия позволит принимать одновременно по четыре больших круизных суда длиной более 200 метров и вместимостью более 1,5 тыс. человек, а также увеличить пассажиропоток до 450 тыс. человек в год.
Гавань для яхт Учитывая тяжелое состояние Ялтинского морпорта, в последние годы активизировались разговоры о необходимости его приватизации. Основным аргументом в пользу этой инициативы для украинских властей служила заведомая убыточность предприятия и необходимость развития его как круизного порта. В то же время работники предприятия считают, что прикрываясь благими намерениями, у порта хотят увести 3,5 га территории грузовой части порта в Массандре для создания современного яхт-клуба, а сам грузовой порт ликвидировать.
Частично это предположение находит подтверждение в инвестпроекте по созданию на территории Ялты яхт-марины, который пыталось пролоббировать бывшее руководство Минтранса. Проект оценивается в 2,2 млрд грн. Причем с поиском инвесторов проблем не возникло бы, поскольку к интерес к порту уже давно проявляли ряд компаний России и Европы, а также упомянутая Royal Carribbean. Но в связи с тем, что предприятие находилось в госсобственности, то реализовать эту инициативу не представлялось возможным. Поэтому в прошлом году Ялтинский порт был включен в план приватизации на 2011 год. "Я - сторонник приватизации Ялтинского порта, ведь в плане грузопотока у этого порта нет перспективы. Вместе с тем туристический потенциал этого порта нельзя сравнить ни с одним другим", ‑ заявил в свое время экс-министр транспортного ведомства Константин Ефименко.
В течение следующих десяти лет круизный бизнес на Черном море будет расти на 10-15% ежегодно.
Помимо бывшего руководства Минтранса, идеей создания на базе грузовой части Ялтинского морпорта яхтенной марины заразились и крымские власти. В частности, эта идея нашла отражение в Стратегии экономического и социального развития АРК до 2020 года. С этой целью власти автономии пытались добиться передачи грузовой и пассажирской части порта в республиканскую собственность, и даже, якобы, заручились поддержкой Виктора Януковича. Но из-за множества законодательных препон эти амбициозные планы пока так и не удалось реализовать.
Осенью этого года украинские власти вновь активно заговорили о перспективах Ялтинского морпорта. В октябре на II Международном черноморском экономическом форуме, который проходил в Ялте, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников сообщил, что одна из крупнейших в мире круизных компаний Royal Caribbean совместно с министерством займутся модернизацией портов в Ялте и Севастополе. При этом профильное ведомство предложило инвестору передать эти объекты на условиях концессии. Эта форма партнерства позволяет государству сохранить контроль над предприятием и обеспечить получение долгосрочных "дивидендов" от концессионных сборов. "Опыт европейских стран доказывает эффективность такой модели сотрудничества, главным преимуществом которой является то, что бюджет получает дополнительные средства, и земля остается в государственной собственности. Такой формат партнерства устраивает и компанию Royal Carribbean", - утверждает директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимир Севрюков.
Но на деле реализовать эту инициативу оказалось не так-то просто. Проблема в том, что в украинском законодательстве до сих пор не определен четкий порядок передачи портов в концессию, хотя такая возможность уже прописана в недавно принятом законе "О морских портах". Чтобы обеспечить реализацию этой законодательной нормы, необходимо включить морские торговые порты в "Перечень объектов права государственной собственности, которые могут передаваться в концессию", а также внести изменения в закон Украины "О концессиях". В Мининфраструктуры уже подготовили соответствующий проект постановления, который вскоре планируется вынести на рассмотрение Кабмина.
Свежесть направлений Однако возникает резонный вопрос, зачем одному из лидеров круизного бизнеса Royal Caribbean Int., занимающему 24,8% мирового рынка круизных услуг и располагающему самым большим и современным круизным флотом, вкладывать средства в убыточный крымский порт? Во-первых, компания заинтересована в расширении географии морских круизов и открытии новых туристических направлений. "Нам нужно больше новых и свежих направлений. Многие порты Средиземноморья уже перенасыщены", - сообщил вице-президент Royal Caribbean Джон Терсек.
Во-вторых, по данным экспертов рынка, в течение ближайших 10 лет круизный бизнес на Черном море будет расти на 10-15% ежегодно. На сегодняшний день Черноморье можно назвать круизным регионом разве что благодаря Стамбулу, куда направляется основной поток средиземноморских судов. Однако этот турецкий порт в компании считают "узким местом". Поэтому неудивительно, что Royal Caribbean так упорно добивается возможности сотрудничества с Ялтинским морпортом, чтобы в перспективе закрепить свои позиции в Черноморском регионе. Более того, в случае получения доступа к Ялтинскому морпорту инвестор сможет получить еще один дополнительный бонус: благодаря включению порта в Ассоциацию круизных портов Средиземноморья и повышению туристического интереса к Ялте, перед Royal Caribbean Int. откроются новые возможности для развития круизного бизнеса.
Но для того, чтобы превратить порт Ялты в один из круизных центров Черноморья и сделать его конкурентоспособным, Royal Caribbean предстоит провести масштабную модернизацию основных фондов предприятия, расширить его мощности, которые рассчитывались еще в XIX веке. После проведения модернизации на протяжении 22 недель активной навигации Ялтинский порт сможет принимать и обслуживать до 450 тыс. пассажиров. При этом доходы предприятия и отчисления в государственный бюджет возрастут в десять раз. Кроме того, в результате расширения портового бассейна порт сможет одновременно принимать по 4 "мегасудна" длиной более 200 метров и пассажировместимостью более 1,5 тыс. человек.
Со своей стороны крымские власти считают, чтобы наряду с реконструкцией портового комплекса необходимо развивать городскую инфраструктуру. "Мы заинтересованы и видим перспективы сотрудничества с компанией Royal Carribbean. Но сегодня должен быть комплексный подход к развитию портов, который включал бы не только строительство причальных стенок, но и создание необходимой инфраструктуры - отелей, ресторанов и других объектов. Необходимо подготовить и транспортную инфраструктуру, которая позволила бы нам качественно обслуживать приезжающих туристов", - рассказывает первый вице-премьер Крыма Павел Бурлаков.
Чтобы сделать рывок в развитии как Ялтинского морпорта, так и других украинских портов, необходимо устранить законодательные "пробелы". Во многом законодательные шероховатости сглаживает принятый Закон "О морских портах Украины", который прописывает понятные для инвесторов правила и предоставляет им гарантии сохранности капитала. Теперь дело за малым ‑ утвердить механизм передачи портов в концессию. Учитывая удручающее состояние портовой инфраструктуры Украины, которая остро нуждается в привлечении инвестиций, можно предположить, что этот проблемный вопрос будет решен уже в ближайшее время. Что же касается непосредственно Ялтинского порта, то, скорее всего, его грузовая часть будет законсервирована, так как это противоречит планам по превращению Ялты в круизный центр. И не исключено, что через некоторое время на его месте появится яхтенная марина.
На сегодняшний день территория Ялтинского морпорта включает пассажирский комплекс в центре города, грузопассажирский комплекс в Массандре, а также 17 портопунктов, расположенных вдоль Южного берега от Судака до Фороса. Примерно 90% доходов предприятие получает за счет пассажироперевозок в летний сезон, остальные 10% ‑ за счет перевалки песка.