От Ялты к турецкому Синопу всего 296 километров. Это кратчайший путь из северного Причерноморья к его южным берегам. Тем не менее, он пока не используется. Однако в последние годы среди основных вопросов взаимоотношений между Украиной и Турцией очень часто поднимается вопрос морского экспресс-сообщения. В последний раз эта тема затрагивалась на встрече городского головы Ялты Алексея Боярчука с губернатором провинции Синоп Ахметом Дженгизом, которая состоялась в начале августа. Кроме того, еще в прошлом году министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу на встречах с руководством Крыма подчеркивал важность реализации данного маршрута.

Крымская стрела Первый рейс, который выполнял скоростной катамаран "Крымская стрела", произведённый в 1990-м году в Норвегии и принадлежащий ООО "Крымский центр развития туризма", состоялся в мае 2007 года. Вместимость катамарана составляет до 260-ти пассажиров. Скорость до 30 узлов, это позволяло судну проходить расстояние между Ялтой и Синопом за шесть часов. Стоит отметить, что суда, курсирующие морем по маршруту Ялта-Стамбул, Евпатория-Стамбул, Севастополь-Стамбул, Зонгулдак-Скадовск, проходят путь в один конец как минимум за 28 часов. То есть, маршрут Ялта-Синоп реально сокращает путь между странами в 4-5 раз при довольно-таки плотной загруженности пассажирами.

Для развития маршрута были все предпосылки. Изначально планировалось, что катамаран будет выполнять рейсы два раза в неделю. Стоимость билета в один конец составляла 90 долларов, в оба конца - 160 долларов. В первый рейс катамаран вышел будучи загруженным лишь на пятую часть. До начала работы скоростного маршрута планировалось, что он будет функционировать на протяжении всего курортного сезона, но закрылся он, практически так и не открывшись, выполнив всего шесть рейсов.

Изначально планировалось, что катамаран будет выполнять рейсы два раза в неделю. Стоимость билета в один конец составляла 90 долларов, в оба конца - 160 долларов. 

По словам одного из организаторов рейса, владельца турецкого туристического предприятия Sinope Tours Адема Тахтаджи, рейс был закрыт из-за проблем с наполнением катамарана пассажирами. Тахтаджи сетовал на то, что на его компанию было возложено обязательство обеспечить 150-200 пассажиров на один рейс, однако он с этим не справился и к последнему рейсу вывел количество на уровень 130-150 пассажиров. Поскольку это количество не оправдывало расходов, связанных с функционированием маршрута, рейс был закрыт.

Адем Тахтаджи в 2008 году обещал возобновить рейс, говорил о том, что есть люди, которые спрашивают информацию относительно резервации билетов на рейс. Однако маршрут не был возобновлён ни в 2008, ни в 2009 году. А в прошлом году вопрос о возобновлении скоростного маршрута вновь был введён в повестку дня взаимоотношений между Украиной и Турцией, только уже на межгосударственном уровне. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время визита в Киев в январе нынешнего года затронул этот вопрос. Потом данную тему поднимал посол Турции Ихмет Бюлент Мерич во время встреч с ныне покойным премьером Крыма Василием Джарты.

Этим летом на полуостров прибыла делегация агентства развития северной Анатолии, председателем правления которого является губернатор провинции Синоп Ахмет Дженгиз. На встрече с мэром Ялты Алексеем Боярчуком Дженгиз сказал, что скоростное сообщение между Синопом и Ялтой будет способствовать увеличению товарооборота между станами с нынешних 5 миллиардов долларов до более высокого. Дженгиз отметил, что правительство Турции планирует возобновить сообщение к ноябрю нынешнего года, однако этого не произошло.

Импульс для туризма Общеизвестно, насколько сильно развит туризм в Турции. По словам атташе по вопросам культуры и туризма посольства Турции в Украине Берата Йылдыза, в этом году, по сравнению с годом предыдущим, ожидается рост количества туристов, прибывающих из Украины в Турцию на 5% - до 31 миллиона человек. В тоже время количество туристов, прибывающих из Турции в Украину, составило 45-50 тысяч человек.

В таких условиях реализация проекта скоростного морского сообщения Ялта-Синоп, несомненно, станет хорошим импульсом для развития туризма в черноморском регионе, а соответственно, со временем, и развития региона в целом. Удобный как с точки зрения времени, так и цены рейс, в случае его успешной реализации в будущем, увеличит пассажиропоток между странами, что положительно скажется на благосостоянии, как регионов, так и стран, и региона в целом. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу говорил, что открытие сообщения стоится в рамках проекта "Украина-2020", в реализации которого Турция намерена оказать содействие. Проект направлен на развитие обоих регионов, однако вопрос его реализации лоббирует только турецкая сторона. Украинская сторона избрала выжидательную тактику. На фоне того, что буквально на днях делегация крымского правительства презентовала в Турции проект "Крымский бархатный сезон - сезон здоровья", это выглядит странно. Презентация прошла в четырех городах Турции: Стамбул, Анкара, Анталья и Измир, однако до Синопа крымская делегация так и не добралась. С другой стороны, лоббирование скоростного маршрута Синоп-Ялта в Турции на государственном уровне, говорит о серьезных перспективах данного проекта.