Согласно оперативным данным "Укрзализныци", которыми располагает Центр транспортных стратегий, железнодорожный госмонополист продемонстрировал позитивную динамику роста финансовых показателей по итогам 2011 года. За этот период при росте объемов грузоперевозок на 8,2% удалось заработать на 19,5% больше, чем в 2010 году: доходы от обычной деятельности повысились до 53,3 млрд грн. При этом поступления непосредственно от транспортировки грузов составили 40 млрд грн, что превышает показатель 2010 года на 21% и говорит о постепенном восстановлении экономики после кризиса 2008-2009 годов. Так, из 468,4 млн тонн перевезённых товаров 388,7 млн тонн были отправлены предприятиями Украины.

Подтверждением этому является динамика доходов от экспортных перевозок, которые за год выросли на 22,3% - до 11,13 млрд грн. А поступления от транспортировки внутригосударственных грузов в этот период увеличились на 21,1% - до 16,5 млрд грн, транзитных - на 15,7%, до 9,51 млрд грн. На импорте "Укрзализныце" удалось заработать 2,856 млрд грн, что на 35,2% выше показателя 2010 года.

Кредиторы довольны В прошлом году украинские железные дороги показали положительный финансовый результат - 6,28 млрд грн, что, наряду с принятием законов о преобразовании государственной администрации в прозрачную и понятную для инвесторов структуру в виде акционерного общества, будет способствовать привлечению заемных средств для обновления основных фондов, считают эксперты. "Я убежден, что с учетом принятия двух важный законов для запуска реформы, "Укрзализныця" в этом году возобновит активное сотрудничество в первую очередь с ЕБРР, Всемирным банком и прочими международными финансовыми организациями (МФО), которые в свое время приостановили работу с ней из-за отсутствия реформ. Тем более что условия предоставления финансирования от МФО более выгодны по сравнению с обычными коммерческими кредитами. А положительный финансовый результат "Укрзализныци" по итогам 2011 года подтверждает ее надежность как заемщика", - сказал Центру транспортных стратегий координатор транспортного направления Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.

53,3 млрд гривен заработала "Укрзализныця" в прошлом году

Тем временем зарубежные кредиторы уже сами заявили о готовности продолжить работу. "Разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности, корпоратизация "Укрзализныци", создание вертикальных систем управления по видам деятельности и финансовая прозрачность позволят украинским железным дорогам выйти на новый уровень развития. Эта реформа создаст необходимые условия для привлечения частных инвестиций в железнодорожный транспорт, которые очень необходимы для модернизации железнодорожного сектора Украины и повышения конкурентоспособности украинской экономики", - отметил директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Андре Куусвек.

2012 год Следует отметить, что в инвестициях "Укрзализныця" сегодня нуждается как никогда. По данным Госадминистрации, износ подвижного состава достиг критической отметки - около 90%. На сегодня для электровозов этот показатель составляет 90%, грузовых магистральных тепловозов - 99%, вагонов инвентарного парка - 86%, из них полувагонов - 88%.

При этом значительная часть подвижного состава эксплуатируется за пределами установленного нормативного срока службы. В частности, под этот критерий подпадает 46% полувагонов, 75% грузовых электровозов, 91% магистральных тепловозов. А к 2015 году около 94% вагонов будут подлежать капитально-восстановительному ремонту либо списанию. А потому украинским железным дорогам потребуется вложить в обновление основных фондов более 200 млрд грн до 2020 года. Из этой суммы "Укрзализныця" сможет инвестировать только треть за счет собственных средств. А здесь уже ключевую роль будет играть то, сколько удастся заработать перевозчику в сегодняшних непростых условиях.

По прогнозам экспертов, темпы роста производственных показателей в 2012 году снизятся, но динамика все же будет положительной. "В 2012 году рост промышленного производства на 3,4% приведёт к увеличению грузоперевозок по железной дороге на 3,1%. В первом квартале текущего года мы ожидаем снижение грузоперевозок на 12,6%, а в последующие периоды - восстановление: 12,5% во втором и 5-6% в третьем-четвертом квартале текущего года", - говорит аналитик Центра транспортных стратегий Дмитрий Ягелло. "С учетом ожидаемого замедления роста экономики Украины увеличение грузооборота в этом году, по нашим оценкам, составит 3-5%, по сравнению с ростом на 12% в 2011 году", - комментирует Центру транспортных стратегий старший финансовый аналитик ИК Astrum Investment Management Игорь Билык.

Однако, несмотря на столь консервативные прогнозы, финансовое состояние "Укрзализныци" будет стабильным, полагают специалисты. "С одной стороны, на протяжении 2012 года будет проходить переоценка активов, которые войдут в акционерное общество, что может негативно повлиять на финансовые показатели "Укрзализныци". С другой стороны, рост тарифов на грузоперевозки в рамках реформы железнодорожной администрации должен способствовать росту ее дохода. В то же время, выстраивание прозрачной и понятной для инвесторов структуры должно позитивно отразиться на привлечении инвестиций, а также на их стоимости. В целом мы ожидаем улучшения финансового состояния "Укрзализныци" в 2012 году", - отмечает Билык.

Больше о доходах и объемах перевозок "Укрзализныци" в разделе Статистика 

lll1111