Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вплотную занялся наведением порядка в украинских городах. Банк не только реализует в Киеве и Львове сразу шесть проектов по реорганизации коммунального транспорта на общую сумму около 150 млн. евро, но и прививает властям европейские принципы управления. О том, сколько нереализованных возможностей еще есть на этом поприще и каковы перспективы участия международного заемного капитала в модернизации транспорта украинских городов, Центру транспортных стратегий рассказал старший банкир отдела муниципальной и экологической инфраструктуры ЕБРР Денис Гайовый.

Какими проектами в сфере городского транспорта и инфраструктуры уже занимается ЕБРР?

Сейчас в Украине мы реализуем шесть муниципальных проектов: три в Киеве и столько же во Львове. В столице мы финансируем реконструкцию и закупку пассажирского транспорта для "Киевпастранса", а также обновление подвижного состава для метрополитена. Помимо этого в Киеве реализуется сложный проект по управлению транспортом. Он предусматривает реконструкцию развязок, установку светофоров, повышение эффективности управления.

Во Львове один проект предусматривает реконструкцию городских дорог и трамвайных путей, второй - обновление инфраструктуры "Львовэлектротранса". Третий проект пока рамочный - мы рассматриваем возможность некоторого дополнительного финансирования для строительства трамвайной линии в спальный район Сыхив.

Какова их общая стоимость?

Суммарно около 150 млн евро. Общая стоимость проектов  по Киеву - 115 млн евро, по Львову - 38 млн евро.

Почему именно эти города стали "пионерами" в получении кредитов ЕБРР?

Киев и Львов просто были готовы к нашему приходу. Они не только понимали необходимость инвестирования в сферу городского транспорта, но также поддержали ряд необходимых институциональных шагов. Они понимают, что с привлечением ЕБРР город получит больше, чем просто финансирование - умение работать с заемными средствами, умение привлекать консультантов, перенимать передовой опыт и так далее.

Достичь этого понимания не так просто?

К сожалению, региональные власти приходят к нему не сразу, некоторые вещи для них непривычны и непонятны. К примеру, наше обязательное условие - все тендеры и закупки проводятся по правилам Европейского Банка. Правила закупок предусматривают недискриминационный открытый международный конкурс, в котором может участвовать любая компания, что позволяет нам достичь лучшего соотношения по цене-качеству в условиях открытой конкуренции, а также максимально снизить возможность нецелевого использования средств.

Что ЕБРР может предложить городу помимо заемных средств?

Обычно под каждый проект мы привлекаем определенную техническую помощь. Это значит, что приглашаются консультационные компании, которые помогают городу в разработке институциональных и инфраструктурных реформ. Например, компания Луис Бергер во Львове за счет средств технической помощи подготовила для города стратегию развития паркинга, транспортных сетей, разработала рекомендации по проведению конкурсов на маршруты. То есть предложила целый ряд шагов, которые город должен внедрить, чтобы добиться успеха в модернизации транспорта.

Техническая помощь - это часть кредита?

Нет, это - грантовые средства, предоставляемые на безвозмездной основе, которые выделяются партнерами ЕБРР помимо непосредственно самих кредитных средств.  Сегодня Украина находится в привилегированном положении в сравнении со многими другими странами, поскольку у нее есть возможность получения такой помощи. Для многих других государств региона подобный бонус не предусмотрен. Техническая помощь сейчас сопровождает в Украине каждый муниципальный проект. Сумма выделяемых средств варьируется в зависимости от объема техзадания.

Во Львове в ходе реализации программы по внедрению новой маршрутной сети возникли проблемы. Общественность не готова к таким реформам?

Комплексное изменение маршрутной сети - это весьма сложная проблема. То, что делает Львов - это некая фундаментальная программа, которая комплексно смотрит на развитие транспорта вообще. Нужно понимать, что программы такого масштаба внедрялись последний раз еще в советское время, после этого же в течение долгого времени все развивалось очень стихийно. И мы очень ценим готовность Львова, как нашего партнера, что-то предпринять.

Безусловно, перестройка маршрутной сети, увеличение количества коммунального транспорта, разгрузка центра города - это все улучшило ситуацию с транспортными потоками в городе. Следующим этапом станет внедрение единого электронного билета, что сейчас активно львовские власти и продвигают. Это позволит лучше структурировать пассажирские перевозки с возможностью проезда на нескольких видах транспорта при единой оплате.

Проблемы возникли еще и потому, что Львов первый из городов Украины решил примерить на себя эту модель. И пусть там наверняка не обойдется без каких-то сложностей, но мы видим, что это шаги в правильном направлении. Подобные меры раньше предпринимались и в других городах Восточной Европы - например, в Риге, Варшаве. Там вводилась система электронного обилечивания, менялась маршрутная сеть, городские власти пытались более эффективно вести построение муниципального транспорта. По примеру этих городов мы видим, что Львов двинулся в ту же сторону, что и целый ряд европейских столиц. 

В этих городах подобные реформы также были встречены непониманием жителей, которые обвинили власти в создании дискомфортных условий?

В европейских городах не было ряда проблем, характерных для Украины.  К примеру, большого количества частных перевозчиков, маршруток - они не учитывались в рамках формирования единой стратегии. И поэтому те шаги, которые касаются реформирования, как муниципального транспорта, так и частных перевозчиков, приводят к определенным сложностям. Но городу определенно нужно сформировать такую транспортную модель, которая позволит коммунальному транспорту эффективно развиваться и одновременно сосуществовать с частными предпринимателями.

Во Львове эту проблему можно решить, предложив возможность прозрачного выбора перевозчиков. Что город, собственно, и сделал - провел открытый конкурс на все маршруты. Мы бы хотели, чтобы все города перешли на открытые конкурсы, это приведет к улучшению транспортной ситуации, в том числе и с маршрутными перевозками.

Но не все в силах городских властей. Что нужно изменить на государственном уровне?

Безусловно, реформы должны происходить не только на местном, но и на государственном уровне. Необходимо решать вопросы тарифообразования, системы компенсаций за льготный проезд. Кстати, последняя проблема - общая для всех транспортных компаний в Украине. Здесь требуются определенные изменения в законодательстве. Среди других вопросов, которые требуют как подхода "снизу", так и централизованных решений - возможности внедрения электронных билетов, проведение конкурсов по распределению маршрутов для частных перевозчиков на открытой и прозрачной основе.

К каким еще муниципальным проектам присматривается ЕБРР?

Это проекты в сфере развития паркингов. Переговоры уже идут как в Киеве, так и во Львове. Пока не по конкретным проектам, но мы формулируем для себя концепцию. Понятно, что необходимость есть и явно нужно что-то делать в этой сфере, проблема назрела.

Но все же есть ли какие-то конкретные разработки по части паркингов?

Сегодня мы совместно с Американским агентством развития USAID координируем наши усилия по проекту паркингов во Львове. Они привлекают технических экспертов, чтобы оценить в целом как регуляторную составляющую, так и провести предподготовительный этап к ТЭО по данному проекту, который может быть реализован на основе государственно-частного партнерства. Для этого потребуются серьезные регуляторные шаги, в частности, в сфере закупок. Это то, что пока препятствует реализации таких планов в наибольшей мере. Пока рано говорить о формате как проекта, так и самого строительства: еще нужно получить рекомендации относительно регуляторных шагов от наших консультантов. На данный момент очевидно только, что пока есть возможность бесплатно парковать авто на тротуаре сложно говорить о предложении по принципиально новой концепции парковки.

Вас интересует кредитование метрополитена?

Да, строительство метро - еще одно из перспективных направлений. Сейчас мы рассматриваем возможность реализации проекта по строительству трех станций метрополитена в Днепропетровске. Это будет ветка, которая поможет связать центр города со спальными районами. Проект серьезный - в отличие от других, где средства выделяются под гарантии муниципалитетов, здесь планируется кредит под государственные гарантии.  Общая его стоимость - около 300 млн евро, из них ЕБРР выделит порядка 150 млн евро, а ЕИБ в качестве софинансирования предоставит  вторую половину средств.

Можно сказать, что проект находится на стадии реализации: решение фактически уже принято, работают консультанты. В этом году банк планирует объявить об  окончательном решении, после чего уже может начаться собственно строительство. Хотелось бы, чтоб это случилось уже в этом году.

Собирается ли ЕБРР работать с другими городами, кроме Львова, Киева и Днепропетровска?

К сотрудничеству с нами есть интерес и у некоторых других городов. Например, Одесса заинтересована как в реконструкции транспортной инфраструктуры, так и в закупках транспорта. Мы ожидаем, что рано или поздно все города придут к каким-то однотипным универсальным транспортным моделям. По сути, многие уже пришли к тому, что есть необходимость обновления местного транспорта, упорядочивания маршрутов, внедрения шагов по развитию паркингов.  Конечно, это будут индивидуальные решения, но общее направление уже задано. 

Довідка

Денис Гайовый имеет 5-летний опыт реализации муниципальных проектов ЕБРР в странах СНГ. 
До этого работал советником по развитию рынков капитала в Международном Агентстве по Развитию США (USAID). Там, в рамках проекта Развития Кредитной Инициативы, который реализовывался корпорацией Pragma, осуществлял консультации по вопросам реформирования финансового сектора Украины. В частности, работал над вопросами выпуска муниципальных облигаций, обеспеченных облигаций и секьюритизации,  а также ипотечного рынка и формирования рынка агентств по оценке кредитоспособности.