В распоряжение госпредприятий "Дарницкий вагоноремонтный завод" и "Укрспецвагон" полувагоны поступили с нового года. При этом "Укрспецвагон" также будет управлять окатышевозами. Такие меры, по мнению железнодорожников, позволят им более эффективно управлять подвижным составом и исключить его неконтролируемое использование. До этого инвентарный вагон мог свободно эксплуатироваться за пределами Украины без согласования с "Укрзализныцей", что способствовало возникновению дефицита техники в условиях растущего спроса на перевозки.

По словам директора объединения металлургических предприятий Украины "Металлургпром" Василия Харахулаха, увеличение тарифов на грузоперевозки выросло в 1,3-1,5 раза. Впрочем, новый уровень тарифов по-прежнему остается гораздо ниже, чем в соседних государствах. А это, в свою очередь, и дальше будет сдерживать развитие частного вагонного парка, поскольку срок окупаемости вагона при действующих ставках составляет около 20 лет.

Возвращение домой Более низкие тарифы украинских транспортников привлекали российских грузоотправителей, которые без зазрения совести работали с нашим парком на своей территории до тех пор, пока ему не требовался ремонт. "Причиной сложившейся ситуации стал дефицит инвентарного подвижного состава в связи с возрастающими объемами перевозок и уменьшением наличия вагонов инвентарного парка принадлежности других стран-собственников на территории Украины. Это вызвало значительное увеличение оборота инвентарных украинских вагонов, которые загружаются назначением в страны СНГ. Обращения "Укрзализныци" к железнодорожным администрациям соседних государств по отправке их вагонов на территорию Украины для вывоза грузов в адрес получателей в странах СНГ и Балтии остались без внимания. В то же время ежесуточно из Украины по внешним стыкам сдается около 1000 собственных полувагонов принадлежности других стран в порожнем состоянии", - сообщил генеральный директор "Укрзализныци" Владимир Козак в ответ на запрос народного депутата Игоря Шкири.

"Металлургпром": стоимость грузоперевозки выросла в 1,3-1,5 раза

По данным "Укрзализынци", срок пребывания украинского вагона за пределами страны превышал 38 суток, тогда как белорусский или российский подвижной состав эксплуатировался в нашей стране не более восьми суток. Ограничения на отгрузку в направлении РФ и периодические объявления о срочном возврате техники в страну проблему не решали. И для улучшения ситуации руководство Госадминистрации решило передать инвентарный парк на баланс предприятий.

Однако при этом новый статус вагонов, которые из инвентарных стали собственными, повлек за собой и изменение стоимости перевозок, которое вызвало моментальную реакцию со стороны металлургических предприятий. Крупнейшие игроки горно-металлургического рынка прокомментировать ситуацию отказались, однако их позицию традиционно озвучил "Металлургпром".  "Договора заключаются на месяц-два, в них уже присутствуют увеличение тарифов на грузоперевозки в 1,3-1,5 раза", - заявил Василий Харахулах. Промышленники снова заговорили о необходимости тщательно разобраться в ситуации, выяснить степень необходимости повышения тарифов и завели старую песню о затратах на транспортировку своей продукции клиентам.

Порожняк не гоним Впрочем, формально индексации тарифов не было. Любое повышение соответствующих коэффициентов регулируется приказами Министерства инфраструктуры. И ведомство пока не обнародовало даже проекта документа об увеличении стоимости грузоперевозок, который всегда традиционно выносится на публичное обсуждение. С другой стороны, структурные преобразования все же влекут за собой определенные изменения платы за услуги железных дорог.

Железнодорожники объясняют: смена статуса техники подразумевает пересмотр методики расчета стоимости перевозки. Например, ставки за пользование подвижным составом не включали в себя, к примеру, плату за возврат порожних вагонов, которая ранее полностью ложилась на плечи "Укрзализныци". "Такие условия будут стимулировать и грузоотправителей, и железные дороги организовывать логистику таким образом, чтобы максимально уменьшить порожний пробег и эффективно использовать имеющийся в наличии подвижной состав", - сообщил агентству "Интерфакс-Украина" заместитель генерального директора "Укрзализныци" Петр Науменко.

По мнению экспертов, пересмотр методики ценообразования вряд ли серьезно повлияет на объемы перевозок продукции ГМК по территории Украины. "Увеличение стоимости, безусловно, будет, поскольку изменяется статус вагонов, и будет взиматься сбор за порожний пробег. Однако это повышение будет минимальным, так как уровень диспетчеризации остается таким же, как и у инвентарного парка. А его коэффициент эффективности в 1,5-1,6 раз превышал показатель частного подвижного состава. Такое решение - лишь минимальная плата за структурные преобразования, тем более что делались они не для повышения цен, а для того, чтобы уравнять в статусе российский и украинский вагоны. Поэтому вряд ли эти новшества сильно отразятся на объемах перевозки продукции ГМК. Другое дело - такие грузы, как песок и щебень, которые и без того перевозились по ставкам ниже себестоимости. Но, возможно, теперь они, наконец, обратят внимание на речной транспорт, - сказал Центру транспортных стратегий руководитель аналитической группы консорциума "Менеджмент консалтинг груп" Дмитрий Подтуркин.

Несмотря на недовольство потребителей услуг, новшества вряд ли существенно повлияют на объемы перевозок. Металлургам, скорее всего, придется признать и смириться с новыми правилами игры на рынке с учетом того, сколько времени они получали льготы на перевозку грузов по железной дороге в недалеком прошлом, благодаря различным меморандумам о взаимопонимании с правительством.